foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

 ПЕРЕВОД

О  рассудительный Видура, царь Индра, честь которого была задета, наслал на  Вриндаван проливные дожди, и  жителей Враджа (земли́ коров) охватило смятение. Однако милосердный Господь Кришна защитил их  от  опасности, подняв над ними Свой «игрушечный» зонтик  — холм Говардхана.

С наступлением третьего времени года Господь наслаждался обществом юных дев, украшая Собой их хоровод и пленяя их волшебными звуками Своих песен, которые разливались в тиши озаренной лунным светом осенней ночи.

КОММЕНТАРИЙ

Прежде чем покинуть землю коров, Вриндаван, Господь доставил удовольствие Своим юным подругам, трансцендентным гопи, явив игры раса-лилы. На этом Уддхава закончил описание деяний Господа.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты ко второй главе Третьей песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Воспоминания о Господе Кришне».

ЛЕКЦИЯ

Этот стих произнес Уддхава, и эта глава называется «Воспоминания о Господе Кришны». Хотя у этого стиха нет комментария, он очень тесно связан с предыдущим стихом, к которому есть очень развернутый комментарий. Эти два стиха следует обсуждать в их взаимосвязи. В этой главе Уддхава вспоминает разнообразные игры Господа, когда Он был на планете, и рассказывает о них Видуре. И нашей целью должно быть все время помнить Кришну и никогда не забывать Кришну.

В Нектаре Преданности Рупа Госвами дает нам множество правил и ограничений подобно тому как вас, граждан Канады обучают тому, что можно делать по законам государства, а что нет. Вы работаете в какой-то фирме, и вам дают указания, что вы делать можете, а что нет. Когда вы покупаете товар, к нему прилагается инструкция, как правильно им пользоваться, чего избегать, чтобы его не испортить. Подобным образом, писания дают нам указания о том, как строить человеческую жизнь. Рупа Госвами дал нам много замечательных наставлений в Бхакти-расамрита-синдху, которую Шрила Прабхупада издал как Нектар преданнсти. Наротамма Дас говорил: рупа рагхунатха паде хаибе акути кабе хамо херабо се джугала пирити Когда настанет тот благоприятный день, когда я смогу изучать книги Рупы Госвами?

Рупа Госвами написал много замечательных произведений, но Шрила Прабхупада перевел два, которые он посчитал наиболее существенными для преданных этого Движения Сознания Кришны: Нектар Преданности и Нектар Наставлений. Я лично был в Лос Анджелесе в 1970 году. Мы только что купили здание под храм на Ватсека Авеню. Прабхупада только что получил контрольный экземпляр Нектара Преданности. В те времена мы печатали книги в издательстве Дай Нипон В Японии. Вся алтарная была битком набита преданными. Сидя на вьясасане, он поднял книгу над головой и сказал: «Это свод законов этого Движения Сознания Кришны. Каждый должен изучать эту книгу».

В этом своде законов Рупа Госвами говорит, что суть всех правил и ограничений состоит в том, чтобы мы поднялись на уровень, когда мы всегда будем помнить Кришну и никогда не забывать Его. Это суть. Например, если вы менеджер компании, то владелец дает вам общие указания, что компания должна приносить прибыль, а не убытки. Подобным образом, наша цель состоит в том, чтобы подняться на уровень, где мы будем всегда помнить Кришну и никогда не забывать Кришну. И как это делать, замечательно описывается в этой главе, потому что в ней Уддхава описывает разнообразные трансцендентные игры, которые Верховный Господь совершал, когда находился на планете.

Когда Всевышний Господь нисходит на эту планету, Он нисходит не как обычная личность. Кришна говорит в Бхагавад Гите: джанма карма ча ме дивьям — Мои приход и деяния трансцендентны. Трансцендентны означают, что они вне материальных гун. Когда Господь приходит, Он совершает сверхчеловеческие деяния, которые не могут сравниться с деятельностью обычного человека. Иногда мы встречаем людей, которые утверждают, что они воплощения Бога. Эти воплощения можно очень легко проверить. Просто попросите их повторить одно из трансцендентных деяний, которые совершил Господь.

Когда неофит слышит об этих трансцендентных игр, он склонен думать, что это все сказки. Бог непостижим. Его невозможно измерить при помощи материальных чувств. Для Него нет ничего невозможного, поэтому одно из Его имен — это Ачинтья, непостижимый. Для Господа все возможно. Он может провести слона сквозь игольное ушко. Брахман был изумлен, услышав, что Господь проводил слона сквозь игольное ушко. Но Господь может поместить огромное баньяновое дерево в крохотное семечко, поэтому Он, несомненно, может провести слона сквозь игольное ушко.

Момент, который мы должны осознать состоит в том, что Господь непостижим, и деяния, которые Он совершает, тоже непостижимы, и не могут сравниться с деяниями никаких полубогов или других личностей.

Несколько лет назад я принимал участие в межрелигиозном диалоге, и один из участников сказал: «Почему вы утверждаете, что есть только один Кришна? Почему мы все не можем стать Кришнами»? Я сказал: «Когда Кришна явился, Он совершал сверхчеловеческие деяния», – и перечислил некоторые из них, – «Не могли бы вы совершить какие-нибудь»? Он ответил: «То, что мы их не совершили вчера, не означает, что мы не сможем совершить их завтра». Я спросил: «Сколько лет Вам нужно на подготовку, чтобы поднять холм Говардхану? Тридцать-сорок»? У него не было ответа. Суть в том, что люди могут утверждать, что они воплощения, но они проваливают проверку.

Однако, Кришна Всевышний Господь с самого дня Своего явления. Поэтому когда Он явился перед Своими родителями, Он явился в украшенной четырехрукой форме. И затем по просьбе родителей Он принял форму младенца, чтобы Камса чего-нибудь не заподозрил. И Он сделал это без всяких трудностей. Господь совершает разнообразные трансцендентные игры, которыми преданные очень наслаждаются. И мы обсудим то, как помнить Кришну, потому что великие мудрецы дали для этого разнообразные указания.

В этом конкретном стихе, который является продолжением предыдущего стиха, Уддхава описывает лилу, в которой Господь проучил Индру, полубога, отвечающего за дождь. Может ли кто-то прожить без дождя? Сейчас люди во всем мире жалуются на цены на бензин. Но может ли кто-нибудь прожить без воды? Невозможно. Несколько дней назад я был в США, и в одной газете я прочитал, что в нескольких штатах засуха, и они предсказывали катастрофические последствия для урожая. Во многих штатах бушуют лесные пожары, и поэтому они молятся, чтобы пошли дожди, потому что без них невозможно потушить пожары. Никто не может прожить без воды. Можно прожить без машин, без роскошных домов, без шикарной одежды, но невозможно прожить без воды. И современные врачи скажут, что нужно выпивать по два литра в день.

И вода находится под контролем Индры, полубога, управляющего дождем. Бхагавад Гита дает нам решение экономическому кризису. Все хотят экономического процветания, но для этого нужно обратиться к Бхагавад Гите, потому что там есть решение. Например, Бхагавад Гита говорит, что зерно является результатом выпадения дождя. Дождь является результатом совершения жертвоприношений. Но к несчастью, сегодня люди в это не верят. Не важно, к какой религии вы относитесь, принцип жетвоприношения присутствует во всех авторитетных писаниях мира.

В Бхагавад Гите Кришна говорит, что не нужно отказываться от трех вещей — ягьи, даны и тапасьи — жетвоприношений, благотворительности и аскезы. Даже если вы станете великим осознавшим себя мудрецом, эти вещи отвергать нельзя. Если мы будем следовать законам Бога, материальная природа будет с нами сотрудничать. А когда материальная природа с нами сотрудничает, человек получает все необходимое для жизни. Сегодня человечество встречается со множеством кризисов. Мы читаем о кризисе на Ближнем Востоке, о кризисе в той или иной стране. Причина этого заключается в том, что в мире заканчиваются природные ресурсы. Ресурсы ограничены, а потребность в них безгранична. Духовное решение состоит в том, чтобы сотрудничать с законами Бога. Кришна объявил в Бхагавад Гите: майа дхйакшина праакритих суйате сачарачарам — эта материальная природа действует под Моим руководством.

В Десятой Песне Бхагаватам мы читаем о разнообразных играх Господа, а в этой главе мы находим краткое описание некоторых из игр, которые описаны в Десятой Песне.

В Бхагаватам Вьясадева в начале описывает детские игры Кришны, перед тем, как приступить к описанию Его раса-лилы, потому что к тому времени, когда читатель доберется до раса-лилы, у него не останется никаких сомнений в том, что Кришна Верховная Личность Бога. В тридцать втором и тридцать третьем стихах Уддхава описывает знаменитую лилу поднятия Холма Говардханы. Это одна из многих лил, которой наслаждаются преданные, как все преданные знают о том, как явился Господь Нрисимхадев, чтобы убить Хираньякашипу.

Что же это за история? Господь Антарьями, Он знает все. Но у полубогов иногда возникает склонность гордиться собой, но полубоги не полны во всех отношениях. Нанда Махараджа и другие пастухи собирались провести индра-ягью. Индра-ягья означает жертвоприношение для удовлетворения Господа Индры. Кришна говорит, что все благословения, которые дают полубоги, в действительности исходят от Него, поэтому разумный человек обращается к Нему, а не к полубогам. Кришна знал, в чем заключалась цель жертвоприношения, но как невинный ребенок он спросил у Своего отца, к какому жертвоприношению он готовится. Его отец подумал, что сын слишком мал и не сможет понять цель этого жертвоприношения, поэтому решил переключить внимание ребенка на что-то другое.

Но Кришна продолжал настаивать: «Что это? Что это? Ты не можешь хранить от Меня секретов, Я ведь твой сын»! В конце концов, отец объяснил, что они крестьяне и полностью зависят от милости Господа Индры, повелителя дождя. Это ежегодное жертвоприношение, и если они не проведут его, они не получат поддержки от Господа Индры.

Но Кришна убедил отца, что он получит дождь в любом случае просто по карме. В результате этого и Его отец и все бриджабаси остановили ежегодное жертвоприношение для Господа Индры. Индра почувствовал себя оскорбленным. Полубоги также иногда впадают в иллюзию и забывают положение Всевышнего Господа. Например, вы видите, что в другой игре Господь Брахма похитил пастушков и коров, и как его победил Господь, который распространил Себя в формы всех этих коров и пастушков.

Индра решил отомстить, послав на Вриндаван сильнейший ливень. Каждая капля воды была тяжелая, как колонна. Вместе с тем дул ураган и облако Самвартака издавала оглушительные раскаты грома. Молнии. Все население было напугано. План Индры был не очень то благородным. Он хотел все затопить, и тогда все утонут. Бриджабаси всегда обращаются к Кришне, и в горе и в радости. Они знали, что только одна личность сможет спасти их — Кришна.

Кришна помог бриджабаси. Он описывается здесь как ануграхаям, милостивый Господь. Для того, чтобы понять милосердную природу Господа, требуется определенный уровень реализации и преданности. Иногда, когда с нами случается что-то плохое, мы возмущаемся: «Какой же жестокий Господь! Почему это со мной случилось»?! Но мы забываем, как действует закон кармы. Господь милостив для преданного во всех ситуациях. Мы расскажем вам историю в этой связи немного позже.

Итак, бриджабаси обратились к Верховному Господу за защитой, и Всевышний Господь поднял гигантский Холм Говардхану. Подобно тому, как в дождливый день мы раскрываем зонтик, Господь поднял Говардхану и стал держать его как зонтик. Кто-то спросит, как можно было держать такой огромный холм. Его высота уменьшается день ото дня, и пять тысяч лет назад он был гораздо больше. И для того чтобы обойти его, быстрым шагом требуется четыре часа, со средней скоростью, часов шесть, а с медленной скоростью, со всеми историями — двенадцать часов.

И Он поднял холм на ногте мизинца левой руки. И все это время шел сильнейший ливень. А все бриджабаси медитировали, смотря на лицо Кришны. Когда они смотрели на Его лицо, они не испытывали никаких беспокойств. Обычно, когда мы держим что-то тяжелое, иногда мы держим его на одной руке, иногда перекладываем на другую, иногда просим других помочь. Но Кришне не нужно было делать это. Он держал холм на ногте мизинца левой руки. Но Он держал его не минуту или две. Он держал его на протяжении семи дней и ночей. И все это время бриджабаси медитировали на Его лотосное лицо. Как, например, когда маленький ребенок держится за палец отца или матери, он не испытывает никаких беспокойств, но если оставить его одного, то через секунду он начнет беспокоиться.

И в течение всего времени, пока бриджабаси находились под зонтиком Холма Говардханы, они не испытывали ни жажды, ни голода. Подобным образом, если мы будем медитировать на наставления Кришны, и помнить Кришну, чем является тема этой главы, мы тоже сможем избежать жажды и голода, которые постоянно беспокоят нас и отвлекают нас с благоприятного пути преданного служения.

Итак, Уддхава описывает эту замечательную лилу. Когда Индра увидел, что потерпел поражение от маленького пастушка, он приказал облаку прекратить. И после того, как дождь прекратился, Кришна поставил холм на место. После этого Индра вознес замечательные молитвы, которые находятся в Десятой Песне, где он извиняется перед Господом за свое оскорбительное отношение.

Здесь Уддхава описывает, как всемилостивый Господь спас бриджабаси из труднейшей ситуации, подняв, как зонтик, Холм Говардхану, чтобы защитить Своих преданных. Кришна сказал Арджуне, чтобы он объявил всему миру, что Его преданный никогда не погибнет. Здесь мы видим еще одну замечательную лилу, в которой Господь защитил Своих преданных в исключительно трудной ситуации.

У нас есть склонность строить разнообразные планы, чтобы защититься в трудной ситуации, но окончательный план состоит в том, чтобы принять прибежище у Господа. Это не означает, что мы не должны прилагать усилий или шевелить мозгами, но нужно делать это, полагаясь, в конечном итоге, на Верховную Личность Бога.

Как мы говорили раннее, Всевышний Господь всемилостивый и сострадательный. И преданный учится понимать, что что бы Господь ни делал — все для нашего же блага. В Пуранах мы читаем историю о царе, который лишился двух пальцев. У царя был Премьер-министр, который был очень религиозным, и он знал, что что бы Господь ни делал идет на наше благо. Царь обратился к Премьер-министру: «Почему Господь позволил, чтобы я лишился двух пальцев? Что такого я сделал»? Премьер-министр просто сказал: «Что бы ни делал Господь — это на наше же благо».

Царь почувствовал себя очень оскорбленным небрежным ответом Премьер-министра. Он подумал, что вместо того, чтобы посочувствовать, Премьер-министр просто посмеялся, сказав, что что бы Господь ни делал — на наше же благо, и посадил Премьер-министра в тюрьму. Царь регулярно ездил на охоту, и однажды, его похитили разбойники. В Пятой Песне мы читаем историю о Джаде Бхарате. Его тоже как-то похитили разбойники. Перед тем, как предложить его Богине Кали, они сделали ему массаж, натерли его тело ароматными маслами, переодели в новую чистую одежду, и когда они предлагали его Богине Кали, она вышла из божества и защитила его.

Итак, разбойники готовили царя для предложения Богине Кали. Но у них были определенные правила, и одно из них заключалось в том, что тело должно быть целым и невредимым. Разбойники обнаружили, что у царя не достает двух пальцев. Когда они похитили царя, они подумали, что поймали крупную рыбу, но когда они увидели, что у царя нет двух пальцев, они расстроились, что не могут предложить его Кали.

Они отпустили его, и радостный, царь вернулся во дворец. Тогда царь осознал, что его Премьер-министр был прав, когда сказал, что что бы ни делал Господь — на наше же благо. Царь приказал немедленно выпустить Премьер-министра и рассказал ему всю историю. После этого царь сказал: «Ты такой стойкий преданный Господа. Почему Господь позволил упечь тебя в тюрьму»? Премьер-министр сказал: «Если бы ты не посадил меня в тюрьму, я бы как обычно отправился с тобой на охоту, и меня тоже бы поймали, и поскольку у меня все пальцы целы, меня бы убили».

Итак понимание преданного таково, что Всевышний Господь всемилостивый, и если преданный проходит через трудности, он осознает, что должен бы был страдать гораздо сильнее, но Всевышний Господь по Своей беспричинной милости свел эти страдания к минимуму.

Тема этой главы в том, чтобы подвести нас к уровню, на котором мы будем всегда помнить Кришну. Мы говорили, что достичь этой цели нелегко, но все таки возможно, если мы будем прилагать усилия. Арджуна говорит в Бхагавад Гите, что умом управлять сложнее, чем ветром. Кто-то скажет: «Если Арджуна сказал это пять тысяч лет назад, то что уже говорить о нас»? Но Кришна говорит, что следуя методу преданного служения, можно достичь этого.

Великие мудрецы дали нам указания, как достичь этой цели. В шестой главе Кришна говорит, чтобы мы сделали свой ум другом и не позволяли ему оставаться врагом. Он говорит, что для того, кто управляет своим умом, он лучший друг, а для того, кто не управляет своим умом, он худший враг. Великие мудрецы дали нам знание о том, как помнить Господа. Можно медитировать на наму, имя, рупу, форму, гуны, качества, лилы, игры Господа. И если ум будет поглощен этими позитивными вещами, в нем не останется места для майи. Прабхупада приводил нам простой пример, что если у вас есть стакан полный молока, то в него не удастся добавить воды.

Итак, мудрецы сказали медитировать на имя. Как мы можем медитировать на имя Господа? Святое имя не отлично от Кришны. Он вложил в него все Свои трансцендентные энергии. Оно очищает зеркало нашего сознания. Как Господь воплощается в Своем святом имени: кали-кале нама рупа кришна аватар. Святое имя подобно философскому камню чинтамани, каждый, кто прикасается к нему, получает благо. Святое имя освобождает ум от всех страхов. Наш ум исполнен страхов, не важно, являетесь ли вы Президентом США или нищим на улице. Однажды Президент Клинтон приехал в Индию на три дня, и стоимость его охраны составила пятьдесят миллионов долларов. Говинда Дас говорит: бхаджаху ре мана шри нанда нандана абхая чаранаравинда ре. Мой дорогой ум, ты исполнен страхов, но ты сможешь от них избавиться, приняв прибежище у Господа. Итак, повторение святого имени, устраняет страх.

Затем повторение святого имени — это ананта буддхи вардханам. Оно приносит безграничное духовное счастье. Вы помните эту историю о Санатане Госвами и философском камне? У Санатаны Госвами был философский камень, который он хранил под кучей мусора. Когда он отдал его брахману, который получил благословение от Господа Шивы, брахман спросил, не ли у него чего-то более ценного, и тогда он дал ему святое имя. Итак святое имя является источником настоящего наслаждения. Святое имя освобождает вас из цикла рождений и смертей. Это лишь некоторые примеры того, как можно думать о святом имени.

Затем рупа, форма Господа. Господь обладает трансцендентной формой. Форма Господа — это не нечто абстрактное. Господь обладает формой, и Он проявляет Себя в разных формах. Например, у вас на алтаре у вас есть проявления трех форм Господа: Гаура-Нитай, Радха-Кришна и Джаганнатха, Субхадра и Баларама. Так что медитируйте на рупу, форму Господа. У нас в ИСККОН столько Божеств, что вы сами можете выбрать, на какие медитировать.

Затем гуна, качества. Медитируйте на качества Кришны. Каковы некоторые из качеств Кришны? Бхакта-ватсала — Он нежен ко Своим преданным. Брахма говорит: адйам пуранам пурушам нава-йауванам ча — Он самый древний, но вечно выглядит юным. Он Ади Пуруша, изначальная Личность. Он доброжелатель для всех. Он знает все, Трикалагья. Он сострадаленен. Он полон. Другое качество — это ангани йасйа сакалендрийа вритти манти — любой частью Своего тела Он может выполнять функцию любой другой части. Когда мы с вами едим, тарелка должна оказаться пустой, иначе скажут, что мы не поели. Но когда ест Господь, все остается на тарелке. Как это происходит? Мы предлагаем Господу прасад на тарелке, произносим мантры, а потом говорим, что Господь поел. Господь ест Своими ушами и глазами. Ушами Он слышит молитвы, которые возносят Его преданные. А глазами Он видит подношение. Затем голока эва нивасатйакхилатма бхуто — Он находится в одном месте, своей духовной обители, но тем не менее Он присутствует повсюду. Итак, есть разнообразные качества, на которые можно медитировать.

Затем лилы, игры Господа. Есть множество игр Господа. Сегодня мы обсудили лишь одну из них — как Кришна поднял холм Говардхану. Медитируйте на разнообразные игры Господа. У нас есть лилы Чайтаньи Махапрабху, у нас есть лили чистого преданного Шрилы Прабхупады. Поэтому медитируйте на эти лилы, и если ум будет занят позитивно, в нем не останется места для негативных мыслей. Если ребенка занять позитивно, он не будет ничего ломать. Подобным образом, если занять чувства позитивно, они не будут деструктивными.

Итак, вишну-смаранам — наша окончательная цель. Прахлада Махарадж описывает девять методов преданного служения, начиная с шраванам киртанам вишну-смаранам. В этой главе объясняется вишну-смаранам. По-другому эту главу можно назвать «Вишну-смаранам». Всегда помните Кришну и никогда не забывайте Кришну — это тема данной главы. И это будет возможным, если мы будем совершать шраванам-киртанам. Если у нас будет регулярные шраванам-киртанам, мы автоматически поднимемся на стадию вишну-смаранам. Но если мы думаем, что сможем перейти к вишну-смаранам без шраванам-киртанам, это невозможно. Сперва вы слушайте, воспевайте, а затем сможете медитировать. Поэтому ключом является внимательные шраванам-киртанам, которые улучшат качество нашего вишну-смаранам.

Подводя итог стиху, Уддхава описывает лилу, в которой Кришна поднял Холм Говардхану, чтобы защитить Своих преданных. Стих указывает на то, что Господь всемилостивый. В Бхагавад Гите, семнадцатой главе, которая называется «Разновидности веры», Кришна говорит об аскезе для тела, языка и ума. И относительно аскезы для ума, Он говорит, что одной из вещей является умиротворенность. Будьте удовлетворены тем, что приходит по воле Господа. Затем простота. Наша философия — это простая жизнь и возвышенное мышление. А философия материалистов — высокий уровень жизни и примитивное мышление. Примитивное мышление означает думать, как кошки и собаки. А возвышенное мышление означает думать о цели жизни. В свое время во многих частях мира был коммунизм. Их идеологией была простая жизнь и примитивное мышление. Одна из рекомендаций, которые Кришна дает в Бхагавад Гите, это простота. Простая жизнь приносит больше удовольствия, чем навороченная.

Затем серьезность. Нужно серьезно относиться к цели жизни. Нужно серьезно относиться к тому, чтобы удовлетворить Господа и заниматься преданным служением. Затем самоконтроль. Самоконтроль означает управлять умом и чувствами, а не становиться их рабом. И очищение своего существования. Мы очищаем свое существование, повторяя Харе Кришна Маха Мантру, и занимаясь вайдхи-бхакти. Метод вайдхи-бхакти, который содержит различные правила и ограничения дан нам для того, чтобы помочь очиститься. Ум можно обуздать благодаря практике бхакти-йоги. И если ум будет занят позитивно, он будет свободен от негативных мыслей. И говорится, что практика приводит к совершенству. Поэтому если вы будете практиковать сознание Кришны, вы подниметесь на стадию, где вы будете всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Харе Кришна.