foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

 ПЕРЕВОД

Мой Господь, все поклоны Тебе! Ты вечен и находишься за рамками времени — прошлого, настоящего и будущего! Ты непостижим в Своих деяниях! Ты повелитель трех гун материальной природы, но Сам трансцендентен ко всем материальным качествам! Ты свободен от материальной скверны! Ты управляешь всеми тремя гунами материальной природы, но в настоящее время Ты выступаешь за гуну благости. Давайте же принесем Тебе свои почтительные поклоны!

КОММЕНТАРИЙ

Верховная Личность Бога управляет деятельностью управляемой тремя гунами материальной природы. В Бхагавад Гите говорится, что Господь трансцендентен к трем материальным качествам, но тем не менее Он управляет ими. Господь проявляет Себя в трех аспектах, чтобы управлять этими тремя качествами. Он лично возглавляет гуну благости, и поручает возглавить гуну страсти и невежества Господу Брахме и Господу Шиве. Однако, в конечном итоге, Он управляет всеми тремя гунами. Господь Брахма выражает свою благодарность, поскольку Господь Вишну взялся управлять гуной благости, и тогда будут все надежды на то, что полубоги исполнят свои желания. Полубогов преследовали демоны, которые находятся под влиянием тамогуны. Однако, как раннее описал Господь Брахма, теперь настало время саттвагуны, поэтому полубоги могут естественно ожидать, что их желания исполнятся. Предполагается, что полубоги обладают продвинутым знанием, однако они не смогли преуспеть в знании о Верховной Личности Бога, поэтому к Господу здесь обращаются как к анантайа. Хотя Господь Брахма знает прошлое, настоящее и будущее, он неспособен овладеть безграничным знанием о Верховной Личности Бога.

Так заканчиваются комментарии Бхактиведанты к Пятой главе Восьмой Песни Шримад Бхагаватам.

ЛЕКЦИЯ

ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Господь Брахма продолжает прославлять Верховную Личность Бога. В предыдущих стихах мы читали о том, как материалисты всегда стараются удовлетворять свои чувства, поэтому они очень напряженно трудятся, но результат их вовсе не удовлетворяет. С другой стороны, как говорит Брахма, преданный удовлетворен в любой ситуации. Более того, Господь Брахма замечает, что деятельность, посвященная Всевышнему Господу, никогда не бывает напрасной. Даже если человек совершает крошечное служение Господу, оно остается на его вечном счету. И Господу можно служить осознанно или неосознанно.

Далее Господь Брахма указывает на то, что подобно тому как когда вы поливаете корень дерева, питание получают все его ветви и листья, когда человек служит Всевышнему Господу, он автоматически выполняет свои обязанности перед различными полубогами и т.  д.

Здесь Господь Брахма продолжает описывать верховное положение Господа. Такова природа преданного: он всегда хочет прославлять Верховную Личность Бога. Здесь Господь Брахма далее говорит о трансцендентных качествах Всевышнего Господа. Господь Брахма начинает свою молитву с принесения поклонов. Если вы будете читать Шримад Бхагаватам тщательно, вы увидите, что Шримад Бхагаватам ничто иное, как сборник молитв, в которых различные преданные Господа возносят молитвы и говорят о разнообразных трансцендентных атрибутов Верховной Личности Бога.

Например, Господь Брахма говорит, что Господь вечен и лежит вне рамок прошлого, настоящего и будущего. Веды дают нам очень конкретное описание Господа. Если мы будем спрашивать у людей, как выглядит Бог, или кто Он такой, они будут высказывать различные мнения. Кто-то скажет, что Он молодой человек, кто-то скажет, что Он старик с бородой и т.  д. Но Веды дают нам точную информацию о том, как Бог выглядит, как Ему служить и т.  д.

Итак здесь он говорит, что Господь вечен и лежит за рамками прошлого, настоящего и будущего. Каждое утро мы приветствуем Божества молитвами из Брахма Самхиты. В Брахма Самхите Господь Брахма очень чудесно прославляет Всевышнего Господа, и в этих молитвах можно найти описание разнообразных трансцендентных атрибутов Господа.

Например, он говорит: говиндам ади-пуиушам там ахам бхаджами. Говинда, Ты Изначальная Личность. Итак, Всевышний Господь вечен, Он Изначальная Личность. Никогда не было времени, когда был создан Бог. Иногда когда мы обсуждаем эту тему, люди спрашивают: «Хорошо, Бог всех создал, но кто создал Бога»? Брахма предчувствовал подобный вопрос. Поэтому Господь Брахма говорит: анадир адир говинда сарва карана каранам Ты причина всех причин, но нет никого, кто бы мог утверждать, что он Твоя причина.

Итак, Всевышний Господь вечен. Например, не было времени, когда бы Господь родился. И Он исполнен знания и блаженства, сач-чид-ананда виграха. В окончательном анализе Он также обладает формой. Всевышний Господь вечен, и этот Один вечный поддерживает всех остальных вечных. Например, в Катха Упанишад говорится: нитья нитьянам четанаш четананам эко бахунам ва видадхате камам. Мы вечны, и Господь Вечен. Но кто-то спросит, в чем разница, мы все Боги. Но разница заключается в том, что тот Вечный поддерживает всех остальных вечных.

Затем он говорит: «Ты непостижим». Это означает, что Его невозможно постичь при помощи материальных чувств. Он Ачинтья. Для Него нет ничего невозможного. Вероятно, вы слышали историю о брахмане и сапожнике. Нарада возвращался к Господу, чтобы дать ему отчет о своей проповеднической деятельности. По дороге он встретил сапожника, и когда тот узнал, что Нарада вскоре увидится с Господом, он попросил его узнать, сколько рождений ему еще придется принять в материальном мире. Конечно, сапожник был стойким преданным. Немного погодя он встретил брахмана, который регулярно изучал писания, но не имел веры в непостижимую природу Господа. Он был имперсоналистом. Имперсоналисты имеют веру в существование Бога, но не имеют веры в Его непостижимую природу. Для них, когда Господь нисходит, Он оскверняется и не может сохранить Свою непостижимую природу. Брахман тоже передал такую же просьбу Нараде Муни: узнать у Господа, сколько еще раз ему придется родиться в материальном мире.

Доложив Господу о своей проповеднической деятельности, он передал Господу вопросы от Его преданных. Господь сказал: «Передай брахману, что ему придется родиться еще несколько раз, а сапожник вернется к Богу в конце этой жизни. А если они спросят тебя, чем Я занимался, когда ты Меня встретил, скажи им, что Я проводил слона через игольное ушко». С материальной точки зрения это непостижимо.

Когда Нарада вернулся к брахману, он спросил его о том, что ответил Господь, и когда Нарада ответил, что ему придется родиться еще много раз, он не поверил. Он решил проверить, правду ли говорит Нарада Муни или нет. Он сказал, когда ты встретился с Господом, чем Он занимался? Нарада Муни ответил, что Господь проводил слона сквозь игольное ушко. Брахман сказал, что никто не может продеть слона сквозь игольное ушко, и не поверил, что он встречался с Господом.

Затем Нарада навестил сапожника, который тоже спросил, что ответил Господь. Нарада ответил, что он вернется назад к Богу в этой жизни. И тогда сапожник с любовью спросил: «Что делал мой возлюбленный Господь, когда ты встретился с Ним»? И когда он услышал ответ, он подпрыгнул в экстазе. Он сказал: «Посмотрите, как велик мой Господь! Для Него нет ничего невозможного! Если Господь может поместить огромное баньяновое дерево в маленькое семечко, почему Он не может провести слона сквозь игольное ушко»!

Итак, писания устанавливают, что Верховный Господь непостижим. Когда Шри Кришна явился на этой планете, Он совершал сверхчеловеческие деяния. Кришна говорит в Бхагавад Гите: джанма карма ча ме дивьям Мои рождения и деяния являются трансцендентными. Кришна явился перед Своими родителями не так, как обыкновенные младенцы, а в Своей трансцендентной четырехрукой форме, замечательно украшенной. Почему? Потому что Он хотел убедить Своих родителей, что Он, наконец, явился. А когда родители попросили Его, чтобы он принял обычную форму младенца, Он согласился. Родители беспокоились, что если Камса узнает, что Господь родился, он может убить Его.

Затем мы можем посмотреть на описания деяний Господа в Десятой Песне. Прабхупада объяснял, почему Вьясадева представил их в Десятой Песне, а не в Первой. Хотя в Первой Песне присутствует объяснение некоторых воплощений Господа. Затем во Второй Песне приводится более подробное объяснение различных воплощений Бога, но игры Господа описываются в Десятой Песне. И даже перед тем, как представить раса-лилу Господа, он представляет бала-лилу, чтобы у читателя не осталось не малейших сомнений, что Кришна Верховная Личность Бога. К тому времени, как читатель доберется до Десятой Песни, у него не останется ни малейших сомнений, что Кришна Верховная Личность Бога.

Итак, когда Кришна явился, Он совершал бесчисленные сверхчеловеческие деяния. Когда Он был младенцем, Он убил могущественных демонов Путану и Тринаварту. Когда Он был маленьким ребенком, он пнул тяжело груженую тележку, и она развалилась, а когда Мама Яшода спросила пастушков, кто это сделал, и они сказали, что это Кришна, она не поверила.

Итак, если вы посмотрите на игры Кришны, вы увидите, что они непостижимы. Когда Мама Яшода получила жалобу на то, что Кришна ел грязь, она попросила Его открыть рот, и что она там увидела? Разнообразные вселенные, как живые существа страдают от реакций своей кармы и т.  д.

Затем Нарада Муни пообещал сыновьям Куверы, что проведя сто лет в телах деревьев во дворе Нанды Махараджа, они смогут увидеться с Верховной Личностью Бога. В действительности, проклятие мудреца — это благословение. Но сто лет это не земные сто лет. Шесть месяцев на Земле — это день полубогов, а год на Земле — это сутки полубогов. И по истечению ста лет они получили возможность увидеть Верховную Личность Бога.

Кришна всегда исполняет обещания Своих преданных. Например, Господь Брахма дал Хираньякашипу разнообразные благословения. Поэтому, когда Господу Нрисимхадеве пришлось убить Хираньякашипу, чтобы защитить Прахлада, он сделал это, сохранив в целости все обещания, данные Брахмой. На самом деле, в одной из своих лекций Прабхупада сказал, что после того, как Господь Нрисимха убил Хираньякашипу, Он сказал Брахме, чтобы впредь он не давал таких благословений.

Суть в том, что Господь выполняет обещания Его преданных. Господь повалил два огромных дерева Арджуна, и они упали с оглушающим звуком. Когда Мама Яшода, которая в то время была на кухне, выбежала на звук и спросила у других пастушков, что случилось, они ответили, что эти деревья повалил ее Сын, но Мама Яшода не поверила. Благодаря энергии Йога-майи Господа, преданные не понимают верховное положение Господа, иначе их настроение служения поменялось бы. Поэтому Прабхупада говорил, что из всех видов взаимоотношений, которые вы можете иметь с Господом, наивысшими являются отношения с Господом как с сыном. Когда вы относитесь к Господу как к своему Отцу, у вас будет склонность обращаться к Нему со списком покупок. Обычно вы не обращаетесь с просьбой к пятилетнему сыну купить вам машину или что-то еще.

Затем Кришна совершил еще одно непостижимое деяние: Он поднял Холм Говардхану. Но несмотря на то, что Он поднял холм, Мама Яшода не могла принять, что Он поднял его в одиночку. Она думала, что Ему помог Нанда Махарадж и другие пастухи.

Итак, когда Господь является, Он совершает бесчисленные трансцендентные деяния. И Господь Чайтанья тоже совершил много непостижимых деяний. Поэтому когда вы проповедуете, и кто-то говорит, что он аватара, вы можете проверить его, попросив совершить какое-то непостижимое деяние. Господь Чайтанья совершил множество непостижимых деяний, и Он также показал нам, что Он очень доволен смирением Своих преданных.

Например, во время Ратха Ятры в Джаганнатха Пури Он совершил одно из Своих трансцендентных игр и дал особый даршан Царю Пратапарудре. Царь Пратапарудра был сыном великого царя-вайшнава по имени Царь Пурушоттама, а его мать звали Падмавати. Царь Пурушоттама был царем Ориссы, но он был смиренным слугой Господа. В Ориссе Господь Джаганнатха является главным Божеством, даже не-индуисты поклоняются Джаганнатхе.

Царь Пурушоттама каждый год подметал дорогу, по которой должна будет проехать колесница Господа Джаганнатхи, и после этого он мыл ее розовой водой. По соседству жил один Царь по имени Царь Нрисимха, и Царь Пурушоттама заключил с ним мирный договор. И Царь Нрисимха пообещал выдать за него замуж свою дочь Падмавати. Царь Пурушоттама пригласил Царя Нрисимху на следующий день принять участие в Ратха Ятре. Царь Нрисимха не смог приехать, но послал туда своего Премьер-министра. Каждый год Царь Пурушоттама подметал дорогу для Господа Джаганнатхи. Быть подметальщиком Господа — очень возвышенное положение. Премьер-министр увидел, что царь подметает дорогу, но он не осознавал, что по этой дороге должен был проехать Господь Джаганнатха.

Премьер-министр вернулся и сказал царю, чтобы он не выдавал свою дочь замуж за Царя Пурушоттаму, потому что он подметальщик, чандала. Поэтому Царь Нрисимха отозвал брак.

Когда Царь Пурушоттама услышал, что его назвали чандалой и подметальщиком, он очень оскорбился: я подметаю для Господа Джаганнатхи, а он назвал меня чандалой. Тогда он со своей армией отправился в поход на Царя Нрисимху. Он напал, но потерпел поражение. Тогда по пути обратно он зашел в хижину одного преданного-грихастхи и пожаловался ему. Преданный спросил, получил ли он разрешения Господа перед тем, как напасть. В Джаганнатха Пури преданные не делают ничего, не спросив разрешения у Господа Джаганнатхи. Царь ответил, что он не спросил, а в порыве страсти просто отправился в поход.

Царь все осознал и на следующий день он отправился к Господу Джаганнатхи, попросил у Него прощения, и объяснил, что оскорбился не из-за себя, а из за того, что Царь оскорбил Господа Джаганнатху, назвав его чандалой. Господь сказал, чтобы он не беспокоился, а напал в такой-то благоприятный день снова, и что Он и Его брат Баларама будут сражаться на его стороне. Конечно, царь не мог себе даже представить, как Они будут сражаться. Когда молва об этом облетела город, почти все его жители вступили в ряды добровольцев в армию Царя Пурушоттамы.

Армия направилась к границам царства Нрисимхи, и впереди ее ехали два воина: один на белой лошади, а другой на черной. По дороге эти воины остановились, чтобы попить пахты у молочницы. Они сказали, что у них нет денег, и что за них заплатит царь, который едет следом. И они дали ей кольцо, чтобы она передала его царю. Она так и сделала, и когда она передала ему кольцо, он узнал, что это то самое кольцо, которое Господь Джаганнатха носит на алтаре. Царь понял, что Джаганнатха и Баларама сдержали Свое слово, и царь вышел победителем.

Царь Путушоттама вернулся с победой, но он отказался жениться на Падмавати. Он сказал: «Ты дочь царя, который назвал преданного Господа Джаганнатхи чандалой». Тогда Царь Нрисимха сказал своему Премьер-министру, чтобы он должным образом организовал брак его дочери.

На следующий год опять состоялась Ратха Ятра, и Премьер-министр вышел на площадь и сказал, что его царь поручил ему выдать его дочь замуж за самого культурного подметальщика, и что во всем царстве не было более культурного подметальщика, чем сам царь. Тогда Падмавати вышла замуж за Царя Пурушоттаму, и затем у них родился великий Царь Пратапарудра. Господь Чайтанья Махапрабху проявил одно из своих удивительных развлечений перед Царем Пратапарудрой.

Перед Ратха Ятрой Гоподь Чайтанья организовал по семь групп киртана вокруг каждой из трех колесниц: по четыре спереди, по одной сзади, по одной слева и по одной справа. Господь Чайтанья проявил Свое непостижимое могущество, танцуя одновременно во всех семи группах. Но только несколько избранных преданных, включая Царя Пратапарудру, могли видеть это. Это было ответом Господа Чайтаньи на смирение царя, когда тот подметал дорогу перед колесницей Господа Джаганнатхи.

Итак, здесь Господь Брахма говорит, что деяния Господа непостижимы. Непостижимые деяния Господа можно понять посредством преданного служения. Описывая непостижимые качества Господа, Господь Брахма говорит: ангани йасйа сакалендрийа вритти манти - Он может выполнять любую функцию любой частью Своего тела. Господь может есть при помощи ушей и глаз.

Затем он говорит, что Господь повелитель трех гун материальной природы, но Он трансцендентен ко всем материальным качествам. Это важно понять, потому что данное утверждение опровергает утверждения имперсоналистов. Имперсоналисты утверждают, что когда Господь нисходит, Он становится подобным нам с вами. Имперсоналисты утверждают, что при окончательном анализе Господь не имеет формы. Но здесь Господь Брахма говорит, что Он трансцендентен ко всем материальным качествам.

Однажды Прабхупада привел пример, что в материальной ситуации вы можете взять лист бумаги, разорвать его на маленькие кусочки, и тогда изначальный лист будет утрачен. Но в духовной ситуации, вы можете разорвать лист на кусочки, но он все равно останется в сохранности. Другими словами, имперсоналисты хотят доказать, что поскольку Господь всепроникающий, Он не может сохранять Свою изначальную форму. Но персоналисты возражают, что Господь, несомненно, может быть всепроникающим и сохранять Свою изначальную форму. И они приводят пример Солнца. Солнце находится в одном месте, но все равно его лучи проникают повсюду.

Итак, Господь Брахма говорит, что Господь трансцендентен ко всем материальным качествам, и Он свободен от материальной скверны. Думать, что он становится подобным одному из нас неверно. Господь Чайтанья советовал нам держаться подальше от общества имперсоналистов, потому что Он считал, что имперсоналисты принижают настоящее положение Господа.

В Седьмой Главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что четыре вида людей не предаются Ему. Аваджананти мам мудха — те, кто отрицают Мою личностную форму. Представления вайшнава таковы, что Господь свободен от материальной скверны, Господь, когда является, сохраняет Свою духовную форму. Когда Господь является, Он совершает сверхчеловеческие деяния. И Господь также проявляется в Своей форме Арча-виграха. Хотя форма Арча Виграха выглядит материальной, она совершенно нематериальна.

Кто-то скажет: «Как вы можете утверждать, что это Бог. Это просто статуя, сделанная из дерева, мрамора или бронзы». Но преставления преданного таковы, что Господь может явиться в такой форме, если она изготовлена в соответствии с указаниями писаний и установлена чистым преданным. Тогда форма Арча-виграха не отлична от Господа.

У нас есть история о Сакши Гопале, как Божество Сакши Гопала спасло честь брахмана. Репутация брахмана была в опасности. Его обвиняли в стольких вещах. В конце концов, он вернулся к Господу, и Он сказал: «Ты хочешь, чтобы я отправился с тобой из Вриндавана в Ориссу, но как Я смогу пойти? Я ведь Божество»! Брахман ответил: «Если Ты можешь говорить, то Ты можешь и ходить». Тогда Господь спас его.

Затем есть история о Мадхавендре Пури. Во сне Господь явился Мадхавендре Пури и попросил его выкопать Его и установить. Тогда Мадхавендра Пури поделился этим с местными жителями, и они так и сделали. Мадхавендра Пури установил это Божество, и организовал очень роскошное поклонение. После этого Господь явился ему во сне и сказал, что Ему очень жарко и попросил Его принести ему сандаловой пасты. Тогда Мадхавендра Пури пешком отправился в Ориссу.

Когда он добрался до Ремуны, он узнал, что в храме готовят изысканный сладкий рис. Его называли амрита-кели, нектар, приготовленный на райских планетах. Ему стало стыдно, что у него появилось такое желание пока сладкий рис был еще не предложен, и он отправился повторять мантру на рыночную площадь. Во сне Господь Гопинатха явился пуджари и сказал ему, что Он спрятал горшочек сладкого риса и спрятал его за занавесом. Поэтому на следующее утро он должен был взять этот горшочек, разыскать Мадхавендру Пури и передать его ему.

Мы приводим эти примеры для того, чтобы показать, что форма Арча Виграха это не материальная форма, а форма Господа, которая предоставляет нам возможность служить Ему.

Итак Господь свободен от скверны, и Он является в Своей изначальной трансцендентной форме. Ни при каких обстоятельствах мы не должны думать, что Господь оскверняется, или что форма Арча Виграха мирская.

Итак, Господь Брахма продолжает описывать разные трансцендентные атрибуты Господа, и в заключительных строках своего комментария Прабхупада говорит, что Господь Брахма сам не может понять безграничные энергии Верховной Личности Бога. Говорится, что даже Ананта Шеша своими тысячью устами не может адекватно описать трансцендентные атрибуты Бога.

Господь безграничен. Кто-то может сказать: «Если Господь настолько безграничен, что даже Ананта Шеша не может адекватным образом познать Его, то что уже говорить о нас»! Атах шри кришна намади на бхавед грахам индрийаих — если мы попытаемся понять Господа своими материальными чувствами, у нас никогда ничего не получится. Но севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхурат адах.

Это движение Сознания Кришны представляет науку бхакти-йоги. Оно представляет метод преданного служения, потому что он очищает сердце, разум, чувства от разнообразных материальных загрязнений, и когда сердце очищается от этих загрязнений, мы можем понять верховное положение Господа. Нам очень повезло, что мы можем руководствоваться Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам описывается как зрелый плод Ведического знания. И этот зрелый плод Ведического знания стал более сладким, потому что его пересказал Шукадева Госвами. Но для нас он стал трижды более сладким, потому что Прабхупада дал к нему комментарии. И если мы воспользуемся его книгами, мы лучше поймем верховное положение Господа.

И если мы будем регулярно слушать, читать и изучать Шримад Бхагаватам, то все неблагоприятное в нашем сердце уничтожится, и в нем утвердится любовное преданное служение. Поэтому мы должны воспользоваться инструментами, данными нам для нашего очищения. И если мы сделаем это, мы сможем понять Верховного Господа. Иначе наши попытки понять Господа никогда не увенчаются успехом.

Итак, подведем итог стиху и комментарию. Господь Брахма продолжает описывать разнообразные трансцендентные атрибуты Господа. И если мы будем слушать о них из авторитетного источника, мы сможем получить лучшее понимание верховного положения Господа. И когда мы получим такое понимание, мы получим лучшее понимание своего положения — заниматься служением Господу. Дживера сварупа хайа кришна нитья дас. Регулярно читать очень важно, если вы хотите духовно развиваться. Харе Кришна.