foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Бесплатные шаблоны Joomla

йешам са эша бхагаван дайайед анантах
сарватманашрита-падо йади нирвйаликам
те дустарам атитаранти ча дева-майам
наишам мамахам ити дхих шва-шргала-бхакшйе

ПЕРЕВОД

Однако тот, кто безраздельно предан служению Верховному Господу и благодаря этому заслужил особую благосклонность Личности Бога, может пересечь непреодолимый океан иллюзии и постичь Господа. Но те, кто привязан к своему телу, которому в конце концов суждено стать пищей собак и шакалов, не способны на это.

КОММЕНТАРИЙ

Чистые, беспримесные преданные Господа постигли Его величие — они понимают, насколько велик Господь и как бесконечно разнообразны проявления Его энергий. Но тем, кто привязан к своему смертному телу, практически закрыт доступ к науке о Боге. В материалистическом мире, основанном на концепции тождества «я» живого существа и его материального тела, эта наука неведома. Материалист день и ночь трудится, не разгибая спины, чтобы обеспечить всем необходимым не только свое материальное тело, но и тела своих детей, родственников, членов своего сословия, соотечественников и т. д. Материалисты заняты разнообразной филантропической и альтруистической деятельностью на политической арене, на уровне своей страны и в масштабах всего мира, однако ни одна из форм их деятельности не выходит за рамки ложной концепции тождества материального тела и духовной души. Следовательно, пока человек не избавится от ложных представлений о природе тела и души, он не сможет постичь Бога, а пока в обществе нет знаний о Боге, прогресс материальной цивилизации — каким бы блестящим он ни был — следует рассматривать как деградацию общества.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Господь Брахма продолжает просвещать великого мудреца Нараду. В этой главе он рассказывает о различных воплощениях Господа. Как мы говорили в предыдущей лекции, здесь описываются только главные воплощения. Господь Чайтанья объясняет, что точно так же, как нельзя сосчитать число пылинок, влетающих и вылетающих через окно, или количество волн в океане, точно так же нельзя сосчитать количество воплощений Господа. Поэтому в шастрах описываются лишь самые главные воплощения Господа. Позавчера мы рассказывали о воплощении Господа в образе Тривикрамы, Ваманадевы. До этого были описаны различные воплощения Господа, такие как Вараха или Нрисимхадева.

Стих, который мы обсуждаем сегодня, тесно связан со стихом, который мы обсуждали вчера. В предыдущем стихе говорится, что даже первое воплощение Господа Шеша не может полностью описать славу Господа, хотя беспрестанно описывает ее десяти тысячами уст. У Анантадева десятки тысяч уст, соответственно, десятки тысяч языков. Но даже этого ему не хватает для того, чтобы описать безграничную славу Господа. Слава Господа безгранична. В Бхагаватам Господь Брахма говорит: «Даже я, Аджа, нерожденный, не могу описать славу Господа, что уж говорить о других смертных».

Однажды, Господь Брахма отправился увидеть Господа в Двараку. Четырехглавый Брахма. Брахма – это пост. Точно так же, как в вашей стране есть Президент и Премьер-министр, в этой вселенной есть пост Брахмы, пост творца. Из всех различных брахм наш четырехглавый Брахма является самым маленьким. Этот Брахма отправился увидеть Господа в Двараку, и его остановили привратники. Они спросили:

- Ты кого хочешь увидеть?
- Кришну.
- Как тебя зовут?
- Передайте Кришне, что пришел Брахма, отец четырех Кумаров.

Брахму впустили. Он принес поклоны Господу. И когда он еще предлагал свои поклоны Кришна спросил: «Брахма, что привело тебя сюда?» Если вы встречаете кого-то, кого вы хорошо знаете, вы спрашиваете: «Дорогой, что привело тебя сюда?» Господь еще не закончил вопрос, как Брахма сказал: «О Господь, а есть ли еще другие брахмы помимо меня?» Он еще не закончил свое предложение, как вдруг появились бесчисленные брахмы. У некоторых из них были тысячи голов, у некоторых миллионы голов, у некоторых триллионы голов. Брахма почувствовал себя кроликом в обществе слонов. Так Брахма понял свое ничтожное положение.

Иногда полубоги пытаются проверить Господа. Господь Брахма, однажды, увидел, как Кришна убил могущественного демона Агхасуру. Также он слышал о других удивительных подвигах Господа. Брахма сказал: «Давай-ка я проверю этого мальчишку Кришну». Все обитатели Вриндавана были очарованы удивительными подвигами сына Нанды Махараджи. Бриджабаси обсуждали между собой: «Кто этот мальчик? Может быть Он какой-то полубог или Он наделен особой милостью Господа Нараяны?» С помощью Своей энергии Йога-майи Господь скрывает свою истинную сущность. Если бы все знали, что Кришна – это Всевышний Господь, то у них не было бы никаких страхов и беспокойств. Мама Яшода постоянно беспокоилась о благополучии Кришны. Если бы она знала, что Кришна – это Бог, то у нее бы не было никаких беспокойств. Какие проблемы могут быть у Всевышнего?

Однажды, Господь отправился со Своими друзьями на пикник. Они взяли с собой телят и коров. В традиционном ведическом обществе взрослые заботились о коровах, а дети заботились о телятах. Но в современном обществе и взрослые и дети заботятся только о кошках и собаках. Уже давно в прошлом эта культура, когда люди заботились о коровах и телятах, даже в Индии. Итак, Кришна отправился на пастбище со Своими друзьями и телятами. Телята начали пастись, разбредаться. Брахма был решительно настроен проверить этого мальчика Кришну. Мальчишки беспокоились о своем стаде, потому что телята забрели куда-то далеко. Кришна сказал: «Я же с вами, о чем вы беспокоитесь?» Постепенно телята разбрелись очень далеко. И когда Кришна отправился их искать, Брахма решил проявить свое могущество. Сначала он украл мальчишек, а потом еще и телят.

Когда Кришна вернулся, Он обнаружил, что нет ни мальчиков, ни телят. Он знал, чьи это были проделки. Это был Брахма. Кришна оказался в затруднении, как же Он теперь вернется один во Вриндаван. Матери будут спрашивать, где же наши дети, а коровы будут спрашивать, где же наши телята. И тогда Кришна явил еще одну удивительную лилу. Он распространил Себя в формы друзей и телят. В то время, когда мама Яшода заботилась о своем маленьком Кришне, другие гопи тоже молились, чтобы Кришна стал их сыном. Таково было их сокровенное желание. Они испытывали огромную радость, созерцая игры Яшоды со своим сыном. И теперь, исполняя их желания, Кришна распространил Себя. Он стал всеми мальчиками-пастушками и телятами. Он распространил Себя в формы, полностью тожественные этим мальчикам- пастушкам и телятам. Если у кого-то из пастушков был какой-то особый знак на теле, то этот знак был также и не теле соответствующей экспансии Кришны.

Итак, эти кришна-мальчики-пастушки и кришна-телята вернулись по домам. Когда они вернулись домой, оказалось, что мальчики начали испытывать гораздо большую любовь к своим сыновьям, а коровы к своим телятам. Они совершенно не подозревали о том, что произошло. Так продолжалось очень долго: матери испытывали огромную любовь к своим сыновьям, а коровы к своим телятам. С момента начала этого события прошел почти целый год, оставалось почти четыре-пять дней, пока Брахма не заметил это. Даже Баларама не подозревал о том, что произошло, пока не был на исходе целый год. Когда Брахма вернулся, чтобы проверить, что происходит, он увидел каких-то телят и пастушков и подумал: «Может быть, проснулись те, что я спрятал и усыпил?» Господь Брахма дал этим мальчикам и телятам долго действующую анестезию. Когда вам делают операцию, вам делают укол, и вы отключаетесь на четыре-пять часов самое большее. Потом это становится опасным. Но Брахма отключил их очень надолго, почти на целый год.

И когда Брахма увидел, что все мальчики и телята на своих местах, он подумал, что, может быть, они проснулись. Но когда он вернулся обратно, он увидел, что те, которых он украл, продолжают спать. И тогда он понял, что его Господин Кришна победил его. Он осознал, что для того, чтобы защитить Свою честь, Кришна распространил Себя в мальчиков и телят. И тогда Брахма вознес замечательные молитвы, прославляющие Господа как причину всех причин. Брахма сказал:

Ишварах парамах кришнах
сач чид ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва карана каранам

Он говорит, что есть много повелителем, но Кришна является повелителем всех повелителей, и Он причина всех причин. И в десятой песне Бхагаватам есть история о том, как Индра хотел проверить Кришну. Кришна поднял холм Говардхану, и все обитатели Вриндавана укрылись под ним, несмотря на то, что Индра проливал бесконечные потоки дождя. В Бхагаватам есть много историй, в которых Кришна проявляет Свое сверхчеловеческое могущество.

О чем же говорит Господь Брахма в этом стихе? Во всех религиях говорится, что Бог велик, но в Бхагаватам описывается, насколько Он велик. В этой главе Брахма описывает главные воплощения. В последующих нескольких стихах Брахма будет продолжать объяснять, насколько велик Господь, и как Его понять. Как же нам понять этого величайшего Господа? Кто-то может сказать: «Так мы впустую тратим время. Если уж Брахма не может понять Господа, то что уж говорить про нас?» Но к счастью, способ есть. Говорится:

Атах шри кришна намади
на бхавед грахйам индриаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхурат йадах

Господа невозможно понять с помощью материальных чувств, но, если мы встанем на путь преданного служения, мы сможем понять Его величие. Например, я уверен, что большинство из тех, кто сидит здесь не являются знатоками Санскрита. Но благодаря тому, что вы практикуете сознание Кришны, каждый из вас имеет свое осознание Господа. В одной из лекций Шрила Прабхупада говорил, что быть сознающим Кришну, быть проповедником очень легко. Он процитировал стих из пятой главы:

Бхоктарам йагья тапасам
сарва лока махешварам
сухридам сарва бхутанам
гьятва мам шантир риччхати

Он сказал, что нужно понять, что Кришна верховный повелитель, Он верховный наслаждающийся, и Он друг всех живых существ. Первое: Кришна – это верховный повелитель. Он верховный наслаждающийся, не мы с вами. И Он наш лучший доброжелатель. Что значит доброжелатель? Он знает, что принесет мне благо. Он заботится обо мне. Он заботится о моем благоденствии. Поэтому я должен делать то, чего Он от меня хочет. Как ребенок всегда понимает, что родители являются его доброжелателями. Итак, нам нужно знать всего три вещи.

В этом стихе Господь Брахма объясняет, кто же может воистину понять Бога. Только тот, кто заслужил особую благосклонность Господа. Как же мы можем заслужить благосклонность Господа? Для того, чтобы в материальном мире заслужить чью-то благосклонность, нужно подкупить человека. Некоторые богатые люди думают, что точно так же они могут подкупить и Бога. Они приходят в храм, дают большие пожертвования священникам. Господа можно подкупить, но не так – не своей красотой, не своим богатством, не с помощью мирского знания. Только если вы вручите себя Господу.

Для того, чтобы вручить себя Господу, не нужно никаких материальных достоинств. Нет никакой разницы, богатый вы или бедный. Мы не говорим, что только олигархи могут понять Бога. Не имеет значения, образованы вы или нет, красивый вы или страшный. В этом стихе говорится, что вы сможете понять Господа только, если вы заняты беспримесным преданным служением. Итак, единственно условие для того, чтобы мы могли понять Бога, — это беспримесное, бескорыстное или чистое преданное служение Господу. Рупа Госвами объясняет:

Анйабхилашита шуньям
гьяна карма анавритам
анукулйена кришнану
шиланам бхактир уттама

Преданное служение нужно совершать без каких-либо посторонних мотивов. Итак, наша цель – это немотивированное преданное служение. В Бхагавад Гите Кришна объясняет преданное служение еще проще. Он говорит: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати – просто предложи Мне с любовью стакан воды, лист, цветок или плод. Итак, для того, чтобы стать дорогими Господу, мы должны выполнять беспримесное преданное служение. В Бхагавад Гите Кришна также говорит: йе йатха мам прападйанте – в какой степени человек предается Мне, Я вознаграждаю его соответственно.

Итак, Кришна вознаграждает нас в соответствии с нашей преданностью. Вам это должно быть не сложно понять. У каждого из вас есть такое деловое чувство. Вы знаете, что получите то, за что вы заплатили. Вы не можете заплатить дешевую цену и взять за эту цену Мерседес. Вы не можете заплатить за Жигули, а получить Мерседес. Вы знаете, что получите то, за что заплатили. Также, насколько мы предаемся Кришне, Он отвечает нам соответственно. Если мы предаемся Кришне частично, Он отвечает нам соответствующим процентом. Если мы предаемся больше, Кришна отвечает больше.

Кто-то может возразить: «Но я не способен на полное предание себя». Но вы должны понять, что вам все равно придется кому-то предаваться. Если вы не выберете для себя позитивный путь предания Господу, то кому вам придется предаваться? Майе, и это будет совсем неприятно. Кришна утверждает: духкхалайам ашашватхам – в этом мире все исполнено страданий, и все временно. Тот, кто думает, что материальный мир – это место счастья, живет иллюзиями, и по мере развития Кали-юги страданий становится все больше и больше.

По мере нашего продвижения в служении Господу, мы сможем все больше и больше понять Его величие. Кто-то может сказать: «Но я не способен выполнять чистое преданное служение. У меня столько корыстных мотивов!» В четвертой главе Бхагавад Гиты объясняется, что к Кришне приходят четыре типа людей. Первое – те, кто хотят денег, любознательные, те, кто ищут истинного знания, и те, кто страдают. Если вы хорошенько проанализируете, вы увидите, что к вам относятся все четыре пункта. Я страдаю, хочу денег, я любознателен и также хочу истинного знания. Не имеет значения, какие у вас мотивы. Кришна говорит: «Приходите ко Мне. Я вас очищу».

Жил один вор, который пробрался на собрание преданных, где они обсуждали кришна-катху. Он услышал, что Кришна украшен драгоценностями. И тогда он отправился в паломничество во Врадж. По дороге он думал: «Скоро я увижу этого Кришну. У Него столько драгоценностей! Мне тогда и пенсия не потребуется. Мне больше не нужно будет воровать». И всю дорогу он думал: «Ну как я заговорю с этим Кришной? Как я потихоньку сниму с Него драгоценности?» В конце концов, он пришел во Врадж и нашел Кришну. Кришна был украшен драгоценностями. Вор подошел к нему и спросил: «А можно я заберу Твое ожерелье и браслеты?» Кришна ответил ему как обычный ребенок: «Приходи завтра, Я маму спрошу». Постепенно этот вор так очистился, что передумал воровать. Другая история, когда Дхрува Махарадж отправился в лес, чтобы завоевать милость Господа и получить самое большое царство. Когда он увидел Господа, он сказал: «Я искал битое стекло, а нашел драгоценный бриллиант».

В соответствии с этим стихом, который произнес Господь Брахма Нараде, вы не можете обрести милость Господа, если не выполняете чистое преданное служение. Здесь Господь Брахма утверждает, что для того, чтобы познать Господа, нужно преодолеть влияние иллюзии. Как же нам преодолеть влияние иллюзии? Что значит иллюзия? Мы принимаем что-то ложное за реальность. Мы считаем, что наше тело – это реальность, а душа – это просто выдумки. Преодолеть эту иллюзию можно только благодаря могуществу преданного служения. А иначе кто бы был здесь? Здесь была бы пустая алтарная. Вы бы не увидели тысячи преданных на фестивале Садху Санга. Зачем они приезжают? Потому что у них есть желание преодолеть иллюзию. По крайней мере, желание есть. И поскольку у вас есть желание, у вас появляется вера, что шраванам и киртанам помогут вам преодолеть влияние иллюзии.

Вот почему, вы все сейчас сидите и слушаете. Потому что у вас есть вера в то, что, если вы будете повторять мантру, читать, слушать о Кришне, вы сможете преодолеть эту могущественную иллюзию. Именно поэтому Кришна говорит: «Преодолеть эту иллюзорную энергию почти невозможно, но, если вы предадитесь Мне, Я помогу вам преодолеть эту иллюзию». Кришна готов помочь вам. Вы, наверняка слышали поговорку, что Бог помогает только тому, кто хочет помочь сам себе. Бог всегда готов прийти вам на помощь. Но мы такие упрямые, что не хотим Его помощи. Мы говорим: «Ну это все чистая теория».

В этом стихе Господь Брахма говорит еще одну очень важную вещь. Он говорит, что те, кто привязаны к своему телу, которому предстоит стать пищей собак и шакалов, неспособны на это. Здесь есть кто-то, привязанный к своему телу? Почему люди привязываются к этим телам? Итак, что происходит к теми, кто привязан к своему телу? В конце концов, эти тела станут пищей для собак и шакалов. «Из праха ты вышел, в прах войдешь», - говорится в Библии. Шрила Прабхупада часто цитировал этот стих. Такова природа этого тела. Из праха ты вышел, в прах вернешься, независимо от того, какова система похорон. В конце концов, тело все равно становится пылью. Чье-то тело могут похоронить, но его тело в конце концов съедят муравьи. Нам, конечно, не нравится все это слушать. Но такова реальность. Индусы сжигают тела, они превращаются в пепел. В Индии также есть община, которых называют парси. Они происходят из Ирана. Что они делают с телом после смерти, даже не хочется описывать. Хотите услышать? Они забрасывают мертвое тело в колодец, и орлы и другие стервятники прилетают, чтобы полакомиться этим телом. На мертвом теле орлы устраивают пирушку. Затем они испражняются, и тело тоже становится прахом.

Несмотря на то, что это тело скоро умрет, из-за материальных представлений о жизни, мы уделяем ему очень много внимания. Кому-то нравится появляться перед зеркалом по сто раз на дню, чтобы случайно не упустить возможность, как за минуту увеличилась красота нашего тела. Вот у Кришны действительно каждую минуту красота увеличивается. Его слава растет с каждым мгновением. Как у Билла Гейтса, каждую минуту его капитал увеличивается. Но богатство Кришны действительно увеличивается каждую минуту. А наша красота, на самом деле, с каждой минутой только убывает. Особенно в старости заметно, что уже красоты никакой то и нет.

Но мы все равно так привязаны к этому телу. Мы хотим появляться перед зеркалом чуть ли не каждое мгновение. Мы хотим, чтобы зеркало было всегда у на с собой в кармане. Был один скупой домовладелец. Это настоящая история, которая произошла в Америке. Этот человек был очень скупым. У него было большое многоквартирное здание, квартиры которого он сдавал. Но там был старый лифт, который двигался очень медленно, как товарняк. Квартиросъемщики все время жаловались, на лифт и просили, чтобы он его заменил. Тогда он посоветовался со своим другом. Друг спросил: «А в лифте то у тебя зеркало есть?» Там было очень маленькое зеркало. Он сказал: «А ты просто поставь полноразмерное зеркало. Это будет дешевле, чем ставить новый лифт». Он поставил со всех трех сторон большие зеркала, и все квартиросъемщики перестали жаловаться. Они просто рассматривали свою красоту в этих зеркалах, и время проходило незаметно.

Те, кто не знают высших принципов жизни, не знают о временности тела. В комментарии к этому стиху Прабхупада говорит, что те, кто привязаны к бренному материальному телу, никогда не смогут понять Господа. Вы можете сказать: «Нас это тело не интересует, а вы все время критикуете нас, не привязывайтесь к телу, не привязывайтесь». Нет, мы тоже заботимся о теле. На самом деле? Это тело инструмент, с помощью которого мы можем служить Господу. Поэтому нужно заботиться о теле. Не есть слишком много или слишком мало. Не спать слишком много и не спать слишком мало. Если вы заболели, то нужно лечиться. Чанакья Пандит говорит, что есть три вещи, от которых нужно избавляться немедленно: болезни, долги и пожар. Если мы заболели, мы должны лечиться, потому что тело – это инструмент, с помощью которого мы можем служить Богу.

Мы не хотим использовать это тело не по назначению. Даже если вы преданный, это тело будет продолжать доставлять вам беспокойства. Но преданный знает, в чем причина его проблем. Это материальное тело всегда будет доставлять проблемы. Несмотря на всю нашу карму, Господь сокращает наши страдания до минимума. Преданный не говорит: «Я же преданный! Почему я опять страдаю?» мы знаем, что страдания будут. И страдания для преданного – это благословение. Они помогают нам в большей степени стать сознающими Кришну. Те, чьи страдания сокращаются, часто говорят: «Да какие страдания? Посмотрите на меня. Это все пропаганда верующих».

Мы должны преодолеть привязанность к телу и иллюзию, связанную с пониманием высшей цели жизни. Прабхупада говорит, что эта цивилизация потерпела крах. Это цивилизация людей, которые уподобляются животным, из-за того, что у них нет понимания истинной цели жизни. Каковы должны быть наши обязанности как преданных? Что мы должны говорить: «Ну все, я спасен, а остальные меня не волнуют? Пусть идут в ад, если хотят». Таким должно быть наше отношение? Настроение преданного – это пара духкха духкхи. Когда преданный видит, что другие страдают, он тоже печален. Он пытается проповедовать. Для преданного проповедь является сутью его жизни.

Господь был очень доволен Прачетами. В четвертой песне Бхагаватам вы можете прочитать историю Прачетов. Их было десять братьев, они были сыновьями царя Прачинабархишата. Господь сказал Прачетам: «Я очень доволен вами, потому что у всех у вас одно занятие». Что это было за занятие? Преданное служение. У нас в ИСККОН люди тоже относятся к разным варнам и ашрамам. У нас есть и брахмачари, и грихастхи, и ванапрастхи, и санньяси.
Но у нас должно быть одно общее занятие – это преданное служение и проповедь. И тогда Господь будет доволен.

В последней главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что из всех преданных наиболее дороги Мне те, кто проповедуют Мою славу. И дальше Кришна говорит, что не было и не будет никого дороже, чем они. Поэтому мы должны горячо желать передавать послание Господа. Иногда мы думаем, никто не будет меня слушать. Все просто гонятся за чувственными наслаждениями. Если бы никто не хотел слушать, то как бы вы все оказались здесь? Вы, наверное, пришли не по адресу…. Нет, есть люди, которые хотят слушать. В 1971 году Шрила Прабхупада практически один приехал в вашу страну. Но у него была вера, что найдутся люди, которые будут слушать его послание. На самом деле, он сильно рисковал тем, что он приехал сюда.

Мы можем видеть на практике, что в результате проповеди привлекаются много людей. Всегда будут люди, которые будут искать истинное послание. Да, большинство людей занимаются греховной деятельностью. Но есть определенный процент искренних людей, которые просто ждут, когда преданные обратятся к ним с посланием. Многие думают, когда же ко мне подойдут преданные и заговорят со мной. Итак, каждый из нас должен желать проповедовать. В Бхагаватам приводится пример, что джентльмен не будет смотреть, как слепой идет по не верному пути и может упасть в канаву. Настоящий джентльмен возьмет этого человека за руку и выведет его на дорогу.

Все мы должны проповедовать. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что тем, кто занимаются преданным служением Ему, Он сохраняет то, что они имеют, и дает то, чего им не хватает. У нас может быть много недостатков, много слабостей. Но Кришна поможет вам их преодолеть, если вы встанете на путь преданного служения. Пожалуйста, проповедуйте. Ключом к успеху в проповеди является энтузиазм. В 1976 году я устроил книжную выставку в одном из центральных книжных магазинов в Бомбее. Это был крупный магазин, мы устроили замечательную витрину, где были выставлены Книги Шрилы Прабхупады, но не так много книг было продано. Я пришел к Шриле Прабхупаде, и он сказал: «Мои книги распространяются только благодаря энтузиазму моих преданных. А эти продавцы в магазине не испытывают никакого энтузиазма».

Мы знаем, что в ранние годы в России книги распространялись и через магазины. Пожалуйста, с энтузиазмом проповедуйте! Это не так, что проповедь является привилегией только брахмачари и санньяси. Всегда стремитесь общаться с преданными. Всегда будьте готовы рассказывать о славе Господа. В первую очередь, кого признает Кришна, это проповедника. Шрила Прабхупада испытывал огромное счастье, когда ему докладывали о результатах проповеди и распространения книг. Почему? Потому что эти книги обладают могуществом, чтобы изменить нашу жизнь. Я знаю огромное число людей, жизнь которых изменилась благодаря чтению этих книг.

Сейчас люди просто заканчивают жизнь самоубийством, но, если они читают книги Прабхупады, они спасают свои жизни. Я знаю одного человека. Он прочитал книгу, которую его мать купила за четыре года до этого. Она купила книгу четыре года назад и не открыла ее ни разу. Книга стояла на полке. Четыре года спустя ее сын прочитал книгу и стал преданным. Я знаю одного преданного в России. Он прочитал книгу, когда плыл на корабле в Австралию. Он был моряком, и потом вернулся в Россию и стал преданным. Поэтому Бхактисиддхантаджи называл это служение брихад-мридангой. Если мы играем на мриданге, ее будет слышно лишь в нескольких кварталах. И вы можете распространить книгу в Москве, а ее прочитают в Лондоне, в Австралии или во Владивостоке.

Если у нас самих нет опыта, мы можем общаться с теми, у кого уже есть этот опыт. Когда Господь Чайтанья вместе со Своими спутниками убирал храм Гундича, Он просил тех, у кого получалось лучше, учить тех, у кого это получалось хуже. Если вы хотите улучшить свои способности в распространении книг, общайтесь с теми, у кого есть опыт, и у вас все получится. В Америке у нас есть программа, которая называется «Воины выходного дня». Когда у преданных есть выходные, они идут и распространяют книги. Пожалуйста, наполнитесь энтузиазмом. Как после лекции вы будете с большим энтузиазмом поглощать пир. У вас здесь есть традиция, что после окончания экадаши вам дают торт. С каким энтузиазмом вы едите торт, с таким же энтузиазмом проповедуйте.

Подведем итог стиху. Брахма говорит, что те, кто привязаны к телу, не могут понять Господа. Но те, кто занимаются преданным служением, могут понять Господа. Цель этого движения – обучить всех беспримесному преданному служению. Харе Кришна!