foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Утром мы читали лекцию по молитве Прахлада Махараджа Нрисимхадеве. Хотите послушать еще одну молитву или хотите послушать наставления Чайтаньи Махапрабху? Хорошо, мы попытаемся рассказать и о том, и о том. Это движение сознания Кришны основывается на философии. Шрила Прабхупада говорил, что религия без философии – это сантименты. Иногда люди говорят: «Это моя религия, это не моя религия», - без философского понимания, это просто сентиментальность. Но если вы поймете философию, вы поймете, в чем смысл религии. В чем подлинный смысл религии? В том, чтобы развить любовь к Богу и избавиться от любви к греховной деятельности. Иначе, вы можете сказать: «Ну, я пытаюсь развить любовь к Богу, но майю я тоже люблю. Я хочу и того, и другого». Это не религия. Для того, чтобы развить любовь к Богу, нужно избавиться от любви к греховной деятельности. Поэтому у нас есть Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам, Чайтанья Чаритамрита и много других книг, которые содержат в себе философию. И мы регулярно читаем и слушаем эти книги для того, чтобы понять, что хочет от нас Господь.

Итак, Прахлада Махарадж был великим преданным Господа. Он получил духовное знание от великого мудреца Нарады. Кто такой Нарада? Он один из двенадцати духовных авторитетов.

Свайамбхух нарада шамбхух
каумаро капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайасакир вайам

Есть двенадцать духовных авторитетов, и один из них – Нарада Муни. Нарада также означает тот, кто дарует Нараяну. К кому бы ни обращался Нарада – к охотнику Мригари, к великому мудрецу Вьясадеве или к царевичу Дхруве – он дает одни и те же наставления. Шримад Бхагаватам дает нам знание о чистом преданном служении. Вьясадева записал все Ведические писания, включая Махабхарату и Веданта сутру, но все равно, он чувствовал, что чего-то не хватает. И он медитировал на берегу реки Сарасвати, думая, что же он еще не сделал. Тогда появился Нарада Муни и объяснил, что причиной его неудовлетворенности было то, что он не описал исключительность чистого преданного служения.

Изучение Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиты – это одни из самых важных видов деятельности для преданных. Чайтанья Махапрабху дал нам пять главных наставлений. Первое – это повторять Харе Кришна маха мантру. Затем Он сказал, что нужно читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам. Третье, что сказал Господь Чайтанья – это, что нужно общаться с преданными. Мы можем по-разному общаться с преданными. Многие из вас ездят на Маяпурский и Вриндаванский фестивали. Затем, в вашей стране проходит фестиваль Садху Санга. И также у нас мини-фестиваль в каждом храме по воскресеньям. Это тоже фестиваль. Мы должны стремиться получать общение и давать общение. Следующе наставление – это поклоняться Божествам. Вы можете поклоняться Божествам или фотографии Божеств. Пятое – это жить в дхаме или в Ессентуках. Это тоже дхама, потому что здесь есть храм, и здесь прославляют Господа. Любое место, где прославляют Господа, становится дхамой.

С помощью материальной технологии можно превратить тепло в холод и холод в тепло. Снаружи может быть холодно, но внутри у вас может быть обогреватель. Или наоборот, на улице может быть очень жарко, как в Дубае, но там повсюду кондиционеры. С помощью материальной технологии можно превратить зиму в лето, а лето в зиму. Духовная технология тоже помогает преобразовывать место, если вы будете повторять святое имя и следовать другим наставлениям, которые дал Господь Чайтанья. В первые годы ИСККОН большинство преданных жили в храмах, но сейчас, когда наше движение растет, большая часть преданных живет дома. Дома вы тоже можете следовать этим пяти наставлениям, и тогда, как говорит Господь Чайтанья, вы всегда будете с Ним.

Шримад Бхагаватам – это книга молитв. Здесь разные преданные возносят молитвы Господу. В Шримад Бхагаватам восемнадцать тысяч мантр, но может быть вам будет сложно выучить санскритские шлоки, но если вы выучите даже одну мантру, Харе Кришна маха-мантру, то этого будет достаточно. Мы должны относиться к духовной жизни очень серьезно. Чанакья Пандит говорит, что потерянную минуту невозможно вернуть даже за все богатства мира. Время очень важно, мы не должны тратить даром ни минуты. Нужно использовать время продуктивно. Итак, мы будем читать стих из Шримад Бхагаватам, в котором Прахлада Махарадж прославляет Господа Нрисимхадева.

ом намо бхагавате нарасимхайа намас теджас-теджасе авир-авирбхава ваджра-накха ваджра-дамштра кармашайан рандхайа рандхайа тамо граса граса ом сваха. абхайам абхайам атмани бхуйиштха ом кшраум.

ПЕРЕВОД

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Нрисимхадевой, источником всей силы. О Господь, Твои ногти и клыки подобны молниям, так истреби же демона наших желаний, связанных с кармической деятельностью. Появись в нашем сердце и изгони оттуда невежество, чтобы по Твоей милости мы, изнуренные борьбой за существование в этом мире, обрели бесстрашие.

КОММЕНТАРИЙ

В «Шримад-Бхагаватам» (4.22.39) Санат-кумар дал Махарадже Притху такое наставление:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа
кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах
тадван на рикта-матайо йатайо ’пи руддха-
срото-ганас там аранам бхаджа васудевам

«Преданные, которые неустанно служат пальцам на лотосных стопах Господа, с легкостью разрубают тугие узлы желаний, сопряженных с кармической деятельностью. Что же касается непреданных — гьяни и йогов, то, хотя они и пытаются остановить волны материальных желаний, для них это невероятно трудно, и потому все их попытки оканчиваются неудачей. Поэтому мой тебе совет: посвяти себя преданному служению Кришне, сыну Васудевы».

Каждое обусловленное живое существо в этом мире жаждет получить как можно больше материальных наслаждений. Ради этого ему все время приходится переселяться из одного тела в другое, и в каждом теле им движет необоримое желание наслаждаться плодами своих действий. Вырваться из круговорота рождения и смерти способен лишь тот, кто полностью свободен от желаний. Поэтому Шрила Рупа Госвами описывает чистое бхакти, или преданное служение, так:

анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавртам
анукулйена кршнану-
шиланам бхактир уттама

«Тот, кто занимается трансцендентным преданным служением Верховному Господу, Кришне, должен делать это с любовью и быть полностью свободным от стремления к материальной выгоде, или успеху на поприще кармической деятельности и философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым». Пока человек не избавится от всех материальных желаний — желаний, рожденных из тьмы невежества, — он не сможет посвятить себя преданному служению Господу. Поэтому мы всегда должны молиться Господу Нрисимхадеве, который убил Хираньякашипу, олицетворявшего материальные желания. Хиранйа значит «золото», а кашипу — «мягкая подушка» или «постель». Материалисты всегда стремятся окружить свое тело всевозможными удобствами, а для этого им нужно много золота. Хираньякашипу был типичным материалистом. Поэтому он причинял множество беспокойств великому преданному, Махарадже Прахладе, и в конце концов был убит Господом Нрисимхадевой. Каждый преданный, стремящийся избавиться от материальных желаний, должен смиренно молиться Нрисимхадеве, как это делает здесь Махараджа Прахлада.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Мы все слышали об играх Господа Нрисимхадева. Это одна из любимых историй преданных о том, как Господь защитил Своего преданного Прахладу. В этой части Бхагаватам Прахлада возносит ряд молитв Господу Нрисимхадеве. В стихе, который мы читали утром, Прахлада Махарадж также возносил молитвы Господу Нрисимхадеве. В стихе, который мы читаем сегодня, Прахлада Махарадж говорит, что Господь Нрисимхадева является источником всей силы. В Бхагавад Гите Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхаво маттах йасйа правартате – Я источник всего материального и духовного. Как мы говорили утром, Бог непостижим. Он может явиться в любом образе.

Одно из качеств Бога в том, что Он всегда совершает сверхчеловеческие деяния. В наше время можно встретить людей, которые заявляют, что являются Богом, но при этом они неспособны сделать ничего сверхчеловеческого. Но когда Господь приходит в этот мир, Он совершает сверхчеловеческие деяния. Как Господь Рама бросал камни в Индийский океан, и эти камни не тонули, а плавали. Когда пришел Господь Кришна, Он тоже совершил множество сверхчеловеческих деяний. Сначала Он явился в Своей четырехрукой форме. Потом, когда Его родители попросили Его принять облик обычного ребенка, Он сделал это. Однажды, Он открыл рот и явил Своей маме во рту всю вселенную. Если рассмотреть деяния Господа, мы увидим, что все они сверхчеловеческие. Столько могущественных демонов приходили, чтобы убить Кришну, но Господь Сам с легкостью убил их.

Подобным образом, Господь явился как Нрисимхадева, полулев-получеловек. Почему Господу пришлось прийти в таком образе? Потому что Хираньякашипу получил благословение, что его не убьет ни человек, ни животное. Почему он беспокоился о том, чтобы его не убило животное? Потому что его брат был убит Господом в образе Вепря. Поэтому он попросил, чтобы его не убил никакой человек и никакое животное, чтобы его не убили ни на земле, ни в воздухе, ни в воде, чтобы его не убили никаким оружием. И Нрисимхадева разорвал его Своими когтями, подобными молниям.

Даже Господь Чайтанья совершал сверхчеловеческие деяния. Иногда, когда вы читаете о каких-то сверхчеловеческих деяниях Господа, вам может казаться, что это какие-то сказки. Но это не сказки, это реальность. Но поскольку у нас ограниченные представления о Боге, мы не способны по-настоящему понять непостижимую природу Господа.

Здесь Прахалада Махарадж говорит: «Ты пришел в образе Нрисимхадевы, и Твои зубы и когти острые как молнии, потому что Своими когтями Ты легко разорвал тело Хираньякашипу». О чем молит здесь Прахлад? Он говорит: «Уничтожь мои желания кармической деятельности. Пожалуйста, явись в моем сердце и изгони оттуда невежество». Такова постоянная молитва преданного. Он молит Господа избавить его от невежества и материальных желаний. Вы не можете отрицать того факта, что материальная энергия достаточно могущественна, и иллюзия день ото дня становится все сильнее. Утром я говорил, что с помощью Интернета вы можете получать даршан Божеств, и с помощью того же интернета вы можете смотреть порнографию и заниматься другими непристойными вещами.

Итак, Прахлада молится о том, чтобы Господь уничтожил все греховные наклонности, которые есть в его сердце. Также Прахалада Махарадж говорит: «Позволь мне обрести бесстрашие в этой борьбе за существование в материальном мире». В материальном мире жизнь полна страхов. Есть один замечательный бхаджан, который написал Говинда дас Кавирадж, в котором он поет: «Дорогой ум, тебя переполняют страхи». Мы живем в мире страха. Даже если вы займете самое высокое положение в обществе – станете Президентом или Премьер-министром, вы все равно будете жить в страхе. Поэтому у глав государств столько охраны.

Прахлада Махарадж говорит: «Дорогой Господь, позволь мне обрести бесстрашие в борьбе за существование в этом материальном мире». Как звали Прабхупаду? Абхай Чаран – бесстрашный. Шрила Прабхупада был бесстрашным. Он никогда не боялся идти на риск. Преданный молит Господа о духовной силе, которая необходима, чтобы преодолеть влияние майи. И как он молится? Повторяя маха мантру. Это наша простая молитва, в которой мы просим Господа, чтобы Он очистил наше сердце. В комментарии Прабхупада говорит о том, что в этом мире живое существо постоянно перевоплощается из одного тела в другое.

Наставления Господа Чайтаньи и наставления Господа Кришны неотличны друг от друга. В Чайтанья Чаритамрите Господь Чайтанья наставляет Рупу и Санатану Госвами в науке преданного служения. В свое время они занимали очень высокое положение в обществе. Они практически управляли самым богатым царством того времени. Пятьсот лет назад Бенгалия была самым богатым царством в мире. Рупа и Санатана по сути, управляли этим царством, они были как главные министры. Рупа Госвами первым ушел со службы. Когда он ушел со службы, у него была целая лодка золотых монет. В наше время используют бумажные деньги, которые с каждым днем становятся все тоньше и тоньше. Но в свое время использовались золотые монеты. Половину своего богатства Рупа Госвами раздал брахманам. Двадцать пять процентов своего богатства он отдал родственникам, и еще двадцать пять процентов он отложил на будущие непредвиденные расходы. Позже эти деньги были использованы на то, чтобы освободить Санатану из тюрьмы, куда его посадил царь за то, что он не хотел ему служить.

В наставлениях Рупе Госвами Господь Чайтанья говорит:

Брахманда бхрамите коно бхагйаван джива
гуру кришна крипайа пайа бхакти лата биджа

После многих рождений и смертей только удачливая душа может получить семя преданного служения. Что же означает бхакти лата биджа? Это означает, что вы получаете знание о том, как служить Господу, а именно о методе преданного служения. Вы узнаете о том, каким образом нужно служить, что называется бхаджана-крия. Вы получаете знание о том, что преданное служение является сутью всего. Каким образом это семя прорастает? Если вы его поливаете. Господь Чайтанья объясняет Рупе Госвами, что семя преданного служения нужно поливать водой шраванам и киртанам.

Шраванам и киртанам – это ключ к духовному продвижению. В Чайтанья Чаритамрите объясняется, что есть три уровня повторения святого имени. Первый уровень – это оскорбительное повторение святого имени, второй уровень – это уровень, когда вы сводите оскорбления к минимуму, и третий уровень – это чистое повторение. В начале мы просто повторяем святое имя, при этом мы можем совершать оскорбления. Но по мере того, как вы общаетесь с преданными, читаете книги и изучаете философию, вы начинаете узнавать о том, что нужно избегать десяти оскорблений. Седьмое оскорбление – это грешить, полагаясь на могущество святого имени. Шрила Прабхупада объяснял, что это самое серьезное оскорбление. Человек думает: «Я повторяю святое имя, я инициирован, теперь даже если я совершу какой-то грех, Господь должен меня простить избавить от последствий этого греха».

На промежуточном уровне мы стараемся избегать оскорблений святого имени. Что является десятым оскорблением? Сохранять материальные привязанности несмотря на повторение святого имени. Материальные привязанности являются причиной нашего рабства в этом мире. Вы повторяете святое имя, но при этом пытаетесь сохранить свои материальные привязанности. На английском есть такое выражение: «Невозможно сохранить торт и съесть его». Понимая, что это препятствия в нашей духовной жизни, мы должны стремиться избавиться от них. Другой аспект десятого оскорбления – это быть невнимательным при повторении святого имени. Нужно также избегать невнимательности при повторении святого имени.

Затем наступает третий уровень, уровень чистого повторения святого имени. Повторение святого имени приносит благо в любом состоянии. Даже если человек неосознанно произносит святое имя, он получает благо. Сегодня днем мы читали джапу в парке неподалеку. В этом парке много продавцов со столиками, и одна женщина спросила: «О! Харе Кришна, а что вы сейчас не танцуете?» Это была какая-то старушка, которая продавала какие-то вязаные вещи, которая никакого отношения к движению не имела. Она видела преданных на харинаме и спросила: «О! Харе Кришна, а чего же вы сегодня не танцуете?» Так она произнесла святое имя и получила благо, вспомнив о Кришне. Итак, повторение святого имени приносит благо в любом состоянии, но это приносит гораздо большее благо, если это делать внимательно.

В материальной жизни вы стараетесь добиваться больших успехов. И в духовной жизни у нас также должна быть цель духовно совершенствоваться. Что является ключом к этому? Ключом к этому является наша джапа. Это самая важная деятельность для любого преданного – младшего или старшего. Повторение святого имени помогает человеку пересечь бушующий океан материальной жизни. Материальный мир сравнивают с бушующим океаном. Человеческое тело сравнивают с кораблем. Духовного учителя сравнивают с капитаном этого корабля. Наставления священных писаний сравнивают с попутным ветром. Повторение святого имени помогает вам пересечь этот бушующий океан материального существования. Повторение святого имени помогает контролировать язык, и если вы сможете контролировать язык, то вы сможете контролировать ум и чувства. Поэтому Бхактисиддхантаджи говорил, что язык, желудок и половые органы расположены в теле на одной линии.

Повторение святого имени помогает контролировать язык. Если вы будете вкушать прасад, повторять святое имя и обсуждать философию, то тем самым вы спасете себя от праджалпы. Если вы сможете контролировать язык, то ваш ум тоже будет под контролем, потому что ум склонен размышлять над тем, о чем говорит ваш язык. Если вы целый день будете говорить о Кришне, то есть хорошая вероятность того, что и во сне вы будете видеть сны о Кришне. Но если вы целый день будете говорить о мирских вещах, то ваш ум будет наполнен мирскими мыслями. Наша первая задача – научиться контролировать язык, и поэтому в молитве шарира авидья джал Бхактивинод Тхакур говорит, что язык – самый ненасытный из всех органов чувств. Если вы научитесь контролировать ум, ваши чувства тоже будут под контролем.

У нас есть пять познающих чувств – глаза, уши, нос, язык и чувство осязания. Если вы научитесь контролировать ум и разум, то даже если чувства будут предлагать вам что-то нежелательное, то при помощи ума и разума вы сможете отвергнуть предложения чувств. Чайтанья Махапрабху дал следующие наставления для тех, кто хочет духовно совершенствоваться. Он описал шесть принципов шаранагати. Вы знаете, что такое шаранагати? Предаться Господу. Нам так или иначе, кому-то придется предаваться: либо вы предадитесь Господу, либо вам придется предаться майе. И Чайтанья Махапрабху описывает шесть принципов шаранагати.

Первое – это принимать все, что способствует духовному развитию. Что же способствует духовному развитию? Внимательное повторение кругов, изучение священных писаний, общение с преданными, желание служить вайшнавам. В знаменитом стихе Рупа Госвами описывает шесть принципов, которые способствуют преданному служению:

Утсаха нишчайад дхайрйад
тат тат карма правартанат
санго тйага сато вриттех
шадбхир бхактих прасиддйати

Нужно быть вдохновленным и решительным. Иногда преданные спрашивают: «Почему иногда у меня есть энтузиазм, а иногда нет?» Иногда вас просто переполняет энтузиазм, вы хотите вернуться к Богу, а иногда вы думаете: «Ну, может быть растянуть это дело на несколько жизней». Эту тему обсуждает Нарада Муни в беседе с Прачетами. Прачеты были сыновьями Царя Прачинабархишата, и они получили наставления от Нарады Муни. Нарада Муни говорит, что иногда человек преждевременно прекращает принимать лекарство, и тогда болезнь возвращается. И когда вы испытываете энтузиазм? Когда вы правильно принимаете лекарство. Что значит правильно принимать лекарство? Следовать методу садхана бхакти, внимательно повторять святое имя. Суть в том, что если вы всегда будете следовать этому методу как следует, то у вас всегда будет энтузиазм. Но если у вас нет энтузиазма, то винить за это нужно не лекарство, а пациента. Так что лекарство не обвиняйте, вините себя. Итак, Чайтанья Махапрабху говорит: «Первое – это нужно принимать все, что способствует духовному развитию».

Второе наставление, которое Он дает в шаранагати – это отвергать все, что неблагоприятно для духовного развития. Что же неблагоприятно для духовного развития? Проводить слишком много времени с материалистичными людьми, не следовать хорошо садхане, не повторять как следует свои круги, не читать книги, заниматься праджалпой, прикладывать слишком много материальных усилий – так много работать, что у вас не остается времени на духовную жизнь. Господь Чайтанья говорит, что нужно отвергать то, что неблагоприятно. В наше время люди очень заботятся о своем здоровье, поэтому они склонны принимать то, что хорошо для здоровья, и отвергать то, что плохо для здоровья.

Следующий принцип – это понимать то, что Господь является нашим защитником. Как можно усилить свою веру в святое имя? Как можно усилить веру в Господа? Как можно усилить веру в метод преданного служения? Повторяя святое имя. Чем больше вы будете повторять святое имя, тем сильнее будет ваша вера в Кришну. Чем больше вы будете повторять святое имя, тем сильнее будет ваша вера в преданное служение. Чем больше вы будете повторять святое имя, тем сильнее будет ваше желание быть с приданными и служить преданным. Господь Чайтанья описал Санатане Госвами двадцать шесть качеств преданного. Часто преданные спрашивают: «Как мне развить эти качества?» Но когда они слышат ответ, это их удивляет. Можно развить все эти качества, внимательно повторяя святое имя.

Внимательное повторение святого имени очень быстро избавляет нас от анартх, и когда вы избавляетесь от анартх, вы обретаете высший вкус. Рупа Госвами говорит, что святое имя сладостно, качества Господа сладостны, игры Господа сладостны. Почему же мы не испытываем эту сладость? Из-за того, что наш язык поражен болезнью авидьи. Авидья означает невежество. Мы все страдаем от болезни невежества. Поэтому мы неспособны ощутить сладость святого имени. Но можно ли вылечить эту болезнь авидьи? Можно ли вылечить невежество? Что говорит Рупа Госвами в Упадешамрите? Он говорит: «Регулярно повторяя святое имя, вы сможете избавиться от болезни невежества и снова ощутить сладость святого имени».

Нам даже не нужно проводить никаких исследований. Все исследования за нас уже сделал Вьясадева и Госвами. Нас также называют рупанугами. Рупануги – это последователи Рупы Госвами. Господь Чайтанья послал Рупу Госвами во Вриндаван и дал ему два задания: писать книги о науке преданного служения и найти все места, где Господь Кришна совершал Свои игры. В Нектаре Преданности Рупа Госвами описал разные правила и ограничения в преданном служении. Рупа Госвами говорит, что болезнь авидьи можно вылечить. Это хороша новость, не правда ли? Иногда кто-то может пойти к врачу, и врач скажет: «У вас рак». Если он спросит, можно ли его вылечить, врач скажет: «Извини, нет».

Но к счастью для нас великие мудрецы описали все болезни, и предписали для каждой болезни метод лечения. Рупа Госвами описывает метод лечения болезни авидьи. Он говорит: «Внимательно повторяйте святое имя. Если вы будете внимательно повторять святое имя, вы излечитесь от этой болезни». В знаменитом стихе Бхагавад Гиты

Сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах

Кришна говорит: «Оставь все виды религии и предайся Мне, и Я обещаю, что ты придешь ко Мне». Кришна говорит: «Если ты предашься Мне, Я, несомненно, заберу тебя к Себе. Всегда думай обо Мне, поклоняйся Мне, стань Моим преданным, и Я, непременно, заберу тебя к Себе».

Все исследования за нас уже сделали великие мудрецы, и нам нужно просто принять их знания. Общество преданных дает нам силу выполнять эти наставления. Если вы в одиночку, вам очень трудно следовать этим наставлениям. Если вы живете вместе с преданными, вам очень легко вставать на мангала-арати, но если вы спите где-то дома, один, то вам трудно подняться. В обществе преданных вы можете петь, танцевать, но когда вы один, вы не особо то танцуете. Нам очень повезло, что Шрила Прабхупада создал это общество ИСККОН, и его центры есть по всему миру, поэтому, куда-бы вы ни поехали, вы повсюду можете встретить преданных. Недавно со мной беседовал один индийский бизнесмен, который занимается бизнесом в Швеции. Недавно он рассказал мне, что ездит в одну деревню в Швеции, в которой живет всего восемьсот человек, и из этих восьмиста человек, восемь – преданные. Куда бы вы ни поехали, сейчас практически везде можно встретить преданных.

Другой важный принцип шаранагати – это привести свои желания в соответствие с желаниями Господа. Обычно люди думают, что Бог должен желать того, что хочу я. Вот мое желание, и Бог должен его выполнить. Но Господь Чайтанья объясняет Рупе Госвами, что мы должны свои желания привести в соответствие с желаниями Господа.

Затем Он перечисляет смирение, как другой важный аспект шаранагати. Рупа Госвами говорит, что наставление тринад апи суничена настолько важно, что мы должны одеть его на шею как гирлянду, чтобы всегда помнить его, если мы хотим постоянно повторять святое имя. Кришна очень доволен смирением преданного. Гордыня не привлекает Господа, но смирение привлекает внимание Господа. Что означает смирение? Просто то, что вы всем говорите вежливые слова? Ну это тоже важно, то что вы очень смиренно говорите. Другой важный аспект смирения – это быть готовым получать наставления, быть к тому, чтобы вас поправляли на духовном пути. Находясь с преданными, мы должны спрашивать их: «Что мне нужно делать для того, чтобы духовно совершенствоваться?» Смирение означает, что я готов выслушивать наставления. Чайтанья Махапрабху объясняет, что, следуя этим наставлениям, мы можем предаться Господу.

Итак, Господь Чайтанья объяснил Рупе Госвами, что семя преданного служения начинает расти, если его поливать водой шраванам и киртанам. Но затем Он объясняет, что росток преданного служения может погибнуть, если вы впустите в свое сердце бешенного слона. Что это за бешенный слон? Это вайшнава-апарадха. Вайшнава апарадха может уничтожить все плоды повторения святого имени. Как человек может совершить вайшнава апарадху? Самый очевидный способ – это критика, придирки, когда вы завидуете кому-то, когда вы делаете какие-то заговоры. И что является результатом вайшнава апарадхи? Вы начинаете терять вкус к преданному служению, вы начинаете терять вкус к святому имени, вы начинаете терять вкус к духовному общению. И когда вы теряете духовный вкус, усиливается ваш вкус к материальной деятельности.

Относительно вайшнава апарадхи Господь Чайтанья показал пример Своей матери. Господь Чайтанья был недоволен тем, что Его мама думала, что Адвайта Ачарья был виноват в том, что ее старший сын Вишварупа принял санньясу, и что Господь Чайтанья тоже ушел из дома. Преданные говорили Господу Чайтаньи: «Ты всех благословляешь любовью к Богу, почему Ты не благословишь свою мать?» Господь Чайтанья сказал: «Она совершила оскорбление, она должна искупить свое оскорбление». Когда Господь Чайтанья явил Свою трансцендентную форму, Адвайта Ачарья поклонился Ему. Шачимата подошла к нему сзади и взяла пыль с его стоп и таким образом она искупила свое оскорбление по отношению к Адвайте. И Господь Чайтанья был очень доволен ей. Неважно, кто мы – большие или маленькие, - мы должны тщательно избегать вайшнава-апарадх. Поэтому оно упоминается как первое из десяти оскорблений. Если мы будем стараться избегать их, то Кришна поможет.

Нам очень ясно описали метод преданного служения. И здесь Прахлада Махарадж молит Господа Нрисимхадеву изгнать из его сердца стремление к чувственным наслаждениям. Таково смирение Прахлада. Не думайте, что у Прахлада есть такие желания. Просто он принимает нашу роль и от нашего имени молится Господу. Как, например, Арджуна, он тоже задавал много вопросов. Арджуна – это вечный спутник Господа, но он задавал вопросы, которые задаем мы с вами. Также Махараджа Парикшит. И здесь мы также видим, что Прахлада Махарадж обращается к Господу за наставлениями. Таково смирение возвышенного преданного.

Итак, метод сознания Кришны очень ясно описан. Мы должны просто воспользоваться этим методом, и, если мы сделаем это, мы сможем преодолеть влияние майи даже в этот век Кали. Поэтому регулярно повторяйте святое имя и читайте книги. Теперь у вас здесь есть замечательный храм, вы должны пользоваться этой замечательной возможностью. Скоро мы установим здесь большие Божества. Недавно в Омске установили большие Божества Радхи Кришны, первые Божества Радхи Кришны в России. Кришна приходит в образе Арча Виграхи и дает нам возможность служить Ему, поклоняться Ему. И Арча Виграха неотлична от Господа.

Вам очень повезло, что вы пришли к сознанию Кришны. Только после многих рождений и смертей удачливая душа может обрести преданное служение. Так что пользуйтесь в полной мере этой удачей. Не позволяйте сознанию Кришны ускользнуть из ваших рук. Чем больше вы будете предаваться, тем в большей степени вы будете испытывать духовное счастье. Одно из благ, которое приносит повторение святого имени – это то, что вы испытываете безграничное счастье. Для того, чтобы развить гармоничную общину преданных, мы должны петь вместе, изучать вместе священные писания, вместе служить и стараться замечать в других прежде всего хорошие качества.

Если вы делаете один шаг по направлению к Кришне, Кришна делает десять шагов навстречу вам. Через несколько дней начнется Карттика, и мы будем петь каждый день молитвы Дамодараштаки. Дамодара-лила – это длинная история, но ее суть в том, что мама Яшода пыталась связать Кришну и не могла. Она связала вместе все веревки. Она собрала веревки со всего Вриндавана, но все равно каждый раз веревка оказывалась на два пальца короче. Но затем Кришна подумал: «Мама Яшода так старается связать Меня, она вся вспотела, женщины потешаются над ней из-за того, что она не может Меня связать. Хорошо, Я дам ей Меня связать». Когда Кришна видит, что вы прикладываете усилия, чтобы постичь Его, чтобы служить Ему, Он пойдет вам навстречу и поможет вам. Воспользуйтесь этим методом и сделайте свою жизнь совершенной. Харе Кришна!