foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Вчера мы говорили о жизни и наставлениях Бхактивинода Тхакура. Позавчера мы говорили о явлении Господа Ваманадевы. Сегодня мы поговорим о жизни и уходе Харидаса Тхакура. В Чайтанья Чаритамрите говорится, что любой, кто будет внимательно слушать об уходе Харидаса Тхакура, обретет любовь к Богу. У нас есть много нектарных повествований, о которых можно слушать, и нашей целью должно быть погружать свое сознание в слушание об этих играх. Если вы будете медитировать на этот нектар, ваш ум не будет медитировать на мусор. Поэтому слушание очень важно.

Харидас Тхакур считается воплощением Господа Брахмы и также Прахлада Махараджа. Пять тысяч лет назад Господь Брахма хотел испытать этого чудо-мальчика Кришну. Вчера мы говорили: джанма карма ча ме дивьям ­– явление Господа, Его уход и деяния трансцендентны и тот, кто постигнет Его природу, станет достойным вернуться обратно к Богу. Кришна совершил множество удивительных игр. Он убил множество могущественных демонов, когда Он был совсем еще маленьким. Он спас друзей из пасти Агхасуры. Брахма слышал об удивительных качествах этого чудо-мальчика Кришны и решил испытать Его. Кришна вместе со Своими друзьями отправился в лес на пикник, с ними были телята. Друзья Кришны все время следили за телятами – они беспокоились, как бы телята не потерялись. Кришна сказал: «А чего вы беспокоитесь? Я же с вами! Наслаждайтесь едой! У нас сейчас пикник». Когда вы учились в школе, вы ходили в походы? Кришна тоже ходил и устраивал пикники.

Когда телята ушли подальше, Брахма украл их. Затем он украл пастушков. Он дал им долговременную анестезию. Если вы ложитесь на операцию, вам дают анестезию. Вы знаете, какие врачи зарабатывают больше всех денег, по крайней мере в Америке? Анестезиологи. Они зарабатывают даже больше хирургов, потому что у них очень ответственная работа. Если они ошибутся, пациент может проснуться на операционном столе. Брахма дал пастушкам и телятам анестезию, которая могла длиться целый год.

Кришна знал, что произошло. Кришна думал: «Как же Я теперь вернусь домой? Их мамы спросят, где их дети, коровы промычат, где их телята». Поэтому Кришна принял облик этих телят и пастушков. Когда мама Яшода растила своего ребенка, другие гопи думали: «Вот бы у нас тоже был такой сын». Таким образом, Кришна также исполнил желания старших гопи – Он распространился в формы их сыновей. В результате этого любовь матерей к своим сыновьям и коров к своим телятам очень сильно выросла, потому что теперь их сыновья и телята были экспансиями Кришны.

Постепенно Брахма понял, что его план потерпел поражение. Точно так же, как Индра хотел преподать Бриджабаси урок и потерпел поражение, Брахма также потерпел поражение. Брахма – это очень важное положение. Под управлением Господа он творит эту вселенную. Существует бесчисленное количество брахм, наш четырехглавый Брахма самый маленький. Раскаявшись, Брахма захотел в будущем занять какое-то смиренное положение, и он родился как Харидас Тхакур. Кришна говорит, что Он приходит из эпохи в эпохи для того, чтобы установить религию. Когда Господь приходит, с Ним приходят Его приближенные. Вместе с Чайтаньей Махапрабху явились Его преданные, и одним из них был Харидас Тхакур, воплощение Господа Брахмы.

Харидас Тхакур, как вы знаете, родился в мусульманской семье. Он был очень привязан к святому имени. Его называют намачарьей. Он является ачарьей в повторении святого имени. Каждый день он повторял сто девяносто два круга, триста тысяч святых имен. Харидас Тхакур получил инициацию у Адвайты Ачарьи. Харидас также был проповедником. Санатана Госвами сказал: «Харидас, некоторые проповедуют, но сами не следуют тому, что проповедуют. Некоторые занимаются духовной практикой, но не проповедуют, ты же делаешь и то, и другое».

Когда Господь Чайтанья начал Свое движение санкиртаны, Он сказал всем Своим преданным идти и проповедовать. Одной из проповеднических команд, которую он создал была Нитьянанда и Харидас. Когда вы идете проповедовать, всегда хорошо идти в парах. Прабхупада тоже вдохновлял преданных вместе проповедовать. Когда вы идете с кем-то в паре, это имеет большую силу. По наставлению Чайтаньи Махапрабху Харидас и Нитьянанда стали вместе ходить проповедовать. И к кому они обратились? К Джагаю и Мадхаю. Когда Господь Чайтанья начал Свое движение санкиртаны, не все понимали, что Он Бог. Харидас и Нитьянанда знали это, поэтому они спросили: «Кто самые падшие люди в этом городе?» - и они узнали, что в городе есть два брата, которые, хотя и родились в семье брахманов, очень сильно пали.

Все в городе боялись этих братьев. Уже практически не осталось преступлений, которые они не совершили. Они подумали, что, если они сделают этих двух братьев преданными, все поймут, что Господь Чайтанья может творить чудеса, и что Он Бог. И что произошло, когда они обратились к ним с проповедью? Братья прогнали их, но они не смогли поймать Нитьянанду и Харидаса, потому что у них были большие животы из-за того, что они очень много пили. Если люди много пьют, у них отрастают пивные животики. Так что Харидас был также проповедником.

Чистота Харидаса привлекала людей, они приходили издалека, чтобы поклониться ему. Как вот Рагхунатха дас Госвами совершал бхаджан на Радха Кунде. Каждый день он пил всего лишь по полстакана пахты. Каждый день к нему приходило до двух тысяч людей просто, чтобы получить его даршан. И Рагхунатха кланялся всем, кто приходили, чтобы увидеть его. Таково смирение преданного. Люди почитали Харидаса Тхакура, поскольку он был очень привязан к святому имени.

В те времена жил один человек по имени Рамачандра Кхан, который очень завидовал тому почтению, которое оказывали Харидасу Тхакуру. Он говорил: «Я великий заминдар, и никто не обращает на меня внимание, а тут какой-то нищий, и все приходят к нему, чтобы поклоняться ему». Он пригласил к себе группу проституток и сказал: «У меня для вас есть особое задание». Он выбрал для этого задания самую красивую проститутку. Проститутка сказала: «Нет проблем, я охмурю его за три дня». Он сказал: «Ты должна взять с собой полицейских, и как только он вступит с тобой в связь, они сразу арестуют его. Он лишь притворяется святым, а на самом деле он негодяй».

На самом деле, Харидас уже собирался уйти из этого места в тот же день, но, когда к нему пришла эта проститутка, он решил остаться, чтобы очистить ее. Кришна в сердце каждого, а таким преданным, как Харидас, Он все открывает. Итак, вечером к Харидасу пришла проститутка, стала принимать разные привлекательные позы. Харидас сказал: «Я дал обет в этом месяце повторить святое имя десять миллионов раз. Я сегодня закончу свои круги, и потом удовлетворю твои желания, а ты пока посиди и послушай». Харидас знал, зачем она пришла, но он сказал ей: «Пожалуйста, послушай, как я повторяю мантру».

Слушание, особенно из уст чистого преданного, обладает большим могуществом. Прабхупада приводил пример, что если молока коснется змея, то оно станет ядовитым. Подобным образом, если вы слушаете святое имя из уст профессиональных певцов, это не принесет того же блага, если вы будете слушать его из уст преданных. Иногда преданные слушают Ануб Джалота или других индийских профессиональных певцов бхаджанов. Они тоже поют Харе Кришна. Но мы должны слушать то, как поют преданные. Обычно Бхактисиддхантаджи простил вести киртан преданных, у которых был самый плохой голос, чтобы преданные слушали святое имя, а не просто наслаждались красивой мелодией или красивым голосом. Нужно слушать святое имя от преданных.

Харидас сказал: «Посиди, подожди, я закончу повторять мантру и удовлетворю тебя». Ночь закончилась, и Харидас стал извиняться: «Извини, я не мог тебя порадовать, я не успел дочитать джапу – так уж вышло, но сегодня приходи, и я, несомненно, удовлетворю твое желание». Она пришла на второй день. Она уже предупредила Рамачандру Кхана, чтобы он не волновался, потому что Харидас ей все пообещал. И она пришла на вторую ночь, чтобы соблазнить Харидаса. Харидас снова сказал ей: «Посиди, подожди, я джапу дочитаю и удовлетворю твое желание, пожалуйста, послушай», - и она слушала. И когда она пришла на третью ночь, она уже сама начала повторять мантру. Она покаялась и рассказала, с какой целью она пришла. Харидас сказал: «Я знаю, зачем ты пришла сюда. Я уже собирался уходить, но этот глупый Рамачандра Кхан прислал тебя, чтобы меня соблазнить, и я решил остаться, чтобы освободить тебя».

Что это нам показывает? Это показывает нам, что, если человек услышит, как кто-то чисто повторяет святое имя, он может очиститься. Когда Прахлада Махарадж описывает девять методов преданного служения, первым он упоминает шраванам. Внимательно слушание очень важно, если вы хотите духовно развиваться. Если вы будете внимательно слушать святое имя или философию, то ваше сердце будет очень быстро очищаться. В Упадешамрите говорится, что святое имя очень сладостно, качества Господа сладостны, но из-за того, что наш язык поражен болезнью авидьи, мы неспособны ощутить сладость святого имени, но, если мы будем продолжать внимательно повторять святое имя, постепенно мы сможем избавиться от этой болезни и ощутить сладость святого имени.

Эта проститутка очень внимательно слушала, как Харидас Тхакур повторял святое имя, и она очистилась. Она предалась Харидасу и стала спрашивать: «Что мне делать для того, чтобы духовно развиваться?» Харидас сказал ей: «Пойди и раздай все свое богатство брахманам». Если вы жертвуете настоящим брахманам, то это совершенство благотворительности. Он сказал: «Садись перед туласи и повторяй святое имя». Эта проститутка стала великой преданной. Она стала духовным учителем. В нашей традиции были женщины, которые стали великими духовными учителями. Это показывает могущество садху-санги.

Благодаря общению с истинным садху можно очиститься. Поэтому садху-санга очень важна для обретения и поддержания духовной жизни. Священные писания говорят:

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
лава матра садху санга сарва сиддхи хая

Даже если вам выпадает возможность общаться с чистым преданным одно мгновение, это может принести все совершенство. Такое духовное общение – это обязательное условие для всех нас. Нарада Муни объясняет, что может быть три уровня общения. Вы можете общаться со старшими, с равными и с младшими. Если у вас есть возможность общаться с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, вы должны радоваться. Почему? Потому что о таких преданных вы услышите наставления, которые помогут вам духовно развиваться. Если у вас есть возможность общаться с теми, кто находятся на том же уровне духовного развития, что и вы, вы должны развивать с ними дружеские отношения. Что значит дружить с ними? Вы должны вместе повторять святое имя, читать книги, служить, проповедовать.

Если вы встречаетесь с кем-то, кто находится на более низком уровне духовного развития, вы должны проявить к нему сострадание. Как преданные проповедуют. Почему мы проповедуем? Для того, чтобы помочь людям, стоящим на более низком уровне духовного развития обрести удачу. Сейчас мы развиваем в этом регионе Золотого кольца программу Санкиртана выходного дня. Изначально эта программа началась в Америке. Эта программа означает, что по выходным грихастхи, которые работают, занимаются бизнесом или учатся, могут выходить и распространять книги Шрилы Прабхупады. Это один из способов обрести милость. Кришна говорит: «Из все преданных самый дорогой Мне тот, кто проповедует о Моей славе. Для меня никогда не будет никого дороже, чем тот, кто проповедует о Моей славе».

Таким образом, благодаря общению и внимательному слушанию святого имени эта проститутка обрела спасение. Однажды, Майядеви приняла образ прекрасной женщины, чтобы испытать Харидаса Тхакура. В образе прекрасной женщины она предстала перед Харидасом Тхакуром. Уже несколько личностей стали ее жертвами. Но когда Майядеви попыталась соблазнить Харидаса, она потерпела поражение. В этой связи Прабхупада приводил пример Вишвамитры, который поддался соблазну, но Харидас был полностью защищен, поскольку был погружен в повторение святого имени. Вишвамитра Муни соблазнился, просто услышав звук ножных колокольчиков Менаки. Но здесь несмотря на то, что Майядеви принимала разные соблазнительные позы, это никак не повлияло на Харидаса, поскольку он был глубоко погружен в повторение и слушание святого имени.

Харидас Тхакур находился под полной защитой Господа, поскольку он повторял святое имя. Святое имя сегодня настолько же могущественно, как пять тысяч лет назад и как пятьсот лет назад. Если мы будем внимательно повторять святое имя, то мы также будем находиться под защитой, как и Харидас Тхакур. Вы можете сказать: «Но я не Харидас». Вы, может быть, и не Харидас, но святое имя готово защищать вас также, как и Харидаса, если вы будете повторять его внимательно. Кришна говорит, что очень трудно преодолеть влияние Его иллюзорной энергии. Но что Он говорит дальше? Он говорит, что, если мы предадимся Ему, мы сможем преодолеть ее влияние. Что значит предаться Кришне? Это значит делать то, что Он хочет от нас. Что Господь хочет от нас? Чтобы мы повторяли святое имя. Святое имя – это лучшее оружие против майи.

Мусульманский правитель не мог понять, почему Харидас так привязан к повторению святого имени. Харидас был поставлен перед выбором: либо жизнь, либо смерть. Если откажешься повторять имя Кришны, будешь жить, а если нет – мы тебя убьем. Харидас сказал: «Даже если вы порубите меня на кусочки, я все равно не перестану повторять святое имя». Он было очень решительно настроен во что бы то ни стало повторять святое имя. Он сказал мусульманскому правителю: «Бог один. Я прославляю имя Бога. Почему ты против этого?» И когда Харидас отказался последовать предложению царя, тот сказал: «Теперь его нужно покатать, поскольку он бросил вызов моей власти».

Харидаса протащили через двадцать две рыночные площади. На каждой рыночной площади его стегали кнутами, и палачи говорили: «Если ты перестанешь повторять Харе Кришна, мы перестанем тебя бить», - но он не прекращал повторять святое имя, а они продолжали стегать его. Харидас начал думать, что, если он останется в живых, царь не пощадит его палачей. Только посмотрите на сострадание Харидаса. Эти люди стегали его кнутами и говорили: «Прекрати повторять Харе Кришна, иначе мы тебя убьем», - а Харидас думал: «Что же с ними будет, если я останусь в живых». Таково было безграничное великодушие великого святого Харидаса.

Затем Харидас задержал дыхание и притворился мертвым. Когда он притворился мертвым, палачи пришли в экстаз: «В конце концов, мы его убили». И они стали обсуждать, что сделать с телом Харидаса. Мусульмане стали говорить: «Этот человек предал нашу религию, мы не будем его хоронить по нашему обычаю, просто выбросим его тело в Гангу». И они бросили его тело в Гангу. Харидас переплыл на другой берег и там продолжил повторять святое имя. И когда царю доложили, что Харидас, которого все видели мертвым, как ни в чем не бывало повторяет святое имя, он понял, что совершил большую ошибку. И тогда царь со своими министрами пришли к Харидасу, припали к его стопам, и стали просить у него прощения. Они сказали: «Харидас, ты великий святой! Прости нас за наше оскорбление».

Это дает какое-то небольшое представление о качествах Харидаса. Его хотели забить кнутами до смерти, и о чем он думал? Он беспокоился о благе палачей, он думал, что если он не умрет, то их накажут, потому что царь мог бы сказать, что палачи плохо его били. Харидас был брахманом высочайшего уровня. Однажды, Адвайта Ачарья устроил церемонию шрадхи для своих предков. Во время этой церемонии кормят брахманов. Адвайта Ачарья сказал: «Харидас, я хочу накормить тебя. Я не хочу кормить сотни брахманов, я хочу накормить одного тебя». Харидас сказал: «Ты тем самым осквернишь всю свою церемонию». Но Адвайта Ачарья сказал: «Накормить тебя – это все равно, что накормить тысячу брахманов». И он имел в виду настоящих брахманов, а не кали-южных брахманов. В Кали-югу можно просто купить шнур, надеть его и говорить всем: «Я брахман». Харидас говорил: «Я оскверню всю твою церемонию», - но Адвайта Ачарья сказал: «Нет, если я накормлю тебя, это будет все равно, что я накормлю тысячу брахманов».

Поскольку Харидас родился в мусульманской семье, он никогда не входил в храм Джаганнатхи. Но Господь Чайтанья устроил для него бхаджан кутир, откуда он мог видеть купол храма Джаганнатхи. Джаганнатха Пури – это одно из любимых мест паломничества русских преданных. Они сначала едут в Джаганнатха Пури, а уже затем в Маяпур и во Вриндаван. Харидас Тхакур видел из своего бхаджан кутира купол храма Господа Джаганнатхи. Даже сам Харидас Тхакур не заходил в храм Джаганнатхи, поэтому вы не должны расстраиваться из-за того, что вас туда не пускают. Вам уже лучше от этой мысли? Даже Харидас не заходил в храм Джаганнатхи. Даже Рупа и Санатана Госвами не заходили в храм Джаганнатхи, потому что в свое время они служили мусульманскому правителю.

Каждый день Господь Чайтанья присылал Харидасу махапрасад их храма. Его приносил Сварупа Дамодар. И Сам Чайтанья Махапрабху каждый день приходил проведать Харидаса. Харидас Тхакур не просто повторял сто девяносто два круга каждый день – он ничего не пил и не ел и ни с кем не разговаривал, пока не дочитывал свои круги – не так, что он повторял двадцать кругов, потом что-то ел, потом еще двадцать кругов, потом что-то пил. Он ни с кем не разговаривал, и ничего не пил, пока не прочитывал свои круги. И это в жарком климате Индии.

В комментарии к этой истории Прабхупада говорит, что точно так же, как Харидас Тхакур прочитывал свои круги каждый день, точно также каждый преданный ИСККОН каждый день должен прочитывать то количество кругов, которое он обещал. Каждый преданный, который сидит здесь – инициированный или желающий получить инициацию – каждый день должен прочитывать свою норму кругов. Я знаю, что у многих преданных есть принцип, что пока они не повторят свои шестнадцать кругов, они не будут есть и пить.

Когда Шрила Прабхупада начал движение сознания Кришны в Нью Йорке, он попросил преданных повторять шестьдесят четыре круга. Там были только американские преданные. Они попробовали повторять шестьдесят четыре круга, но через несколько дней они пришли к Прабхупаде и сказали: «Свамиджи, для нас, американцев, очень трудно повторять шестьдесят четыре круга». Тогда Прабхупада сказал: «Хорошо, тогда тридцать два круга». Они начали повторять тридцать два круга, но через несколько дней они сказали: «Это тоже очень трудно». Тогда Прабхупада сказал: «Хорошо, шестнадцать кругов, но не меньше». Иногда преданные говорят: «Шрила Прабхупада же снизил норму с шестидесяти четырех до шестнадцати кругов. Может быть, вы сможете снизить ее до восьми кругов?» Нет, мы не можем. Все, что нужно было изменить, сделал Шрила Прабхупада. Теперь десять тысяч лет мы должны следовать всему, как оно есть.

Харидас Тхакур не ел, не пил и ни с кем не говорил, пока не заканчивал повторять свои круги. Чайтанья Махапрабху приходил каждый день, чтобы навестить Харидаса Тхакура. Чайтанья Махапрабху провел двадцать четыре года в Джаганнатха Пури. Однажды, Господь Чайтанья пришел к Харидасу Тхакуру и спросил: «Харидас, как можно спасти всех этих яванов?» Кто такой явана? Это мясоед. Яваны – это любые люди, которые не следуют ведической культуре. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что будь это индус, русский или американец, если он не следует ведическим писаниям, он является яваной.

Чайтанья Махапрабху выразил это беспокойство. Господь очень беспокоится, видя, как мы гнием в этом материальном мире. Шрила Прабхупада говорил, что если ребенок потерялся, то родители очень беспокоятся. Господь Чайтанья сказал: «Харидас, как же спасти всех этих яванов? Есть ли какой-то план?» И будучи преданным, Харидас попытался избавить Господа от беспокойств. Он сказал: «Дорогой Господь, пожалуйста, не беспокойся». В комментарии Прабхупада говорит – таким должно быть отношение ученика: избавить духовного учителя от беспокойств. Харидас Тхакур сказал: «Дорогой Господь, не беспокойся, если они будут без оскорблений повторять святое имя, они получат освобождение».

Харидас Тхакур является вечным спутником Чайтаньи Махапрабху. Харидас знал, что Господь вскоре собирается покинуть этот мир. Однажды, Сварупа Дамодар принес Харидасу махапрасад. У Господа Чайтаньи было два постоянных спутника: Сварупа Дамодар и Говинда. Прежде чем мы поговорим об этом, есть еще одна лила.

Однажды, у Харидаса был спор с брахманами. Один брахман стал говорить: «Не нужно повторять святое имя Господа громко, поскольку если мы будем это делать, мы разбудим Господа, и Он на нас разозлится». Однажды, я был с Шрилой Прабхупадой в Дели в 1975 году. Пришла одна женщина, чтобы поговорить со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада сказал ей, что она должна повторять Харе Кришна, как он всем говорил. Она сказала: «Прабхупада, я все время повторяю – двадцать четыре часа в сутки». Прабхупада спросил: «Как?» Она сказала: «В уме». Прабхупада сказал: «А почему бы вам не есть в уме, когда вы голодны?» Часто люди говорят, что все время повторяют в уме. Но это все равно, что не повторять.

Харидас всегда повторял святое имя громко. Брахман стал говорить: «Ты так будишь Господа Вишну. Он спит, не мешай Ему спать». Но Харидас привел утверждение священных писаний, в котором говорится, что святое имя нужно повторять громко. Когда вы повторяете святое имя громко, вы слышите его, и через уши оно входит в ваше сердце, и как лекарство очищает его. Когда мы говорим, что нужно повторять громко, это не значит, например, что, когда вы повторяете святое имя в храме, вы делаете это так громко, что окружающие не могут слышать даже себя. Нужно внимательно относиться к вайшнавам и вайшнави, которые повторяют святое имя вместе с нами. Мы не должны быть эгоистами и думать: «Я буду повторять святое имя громко. Главное, чтобы мне было слышно, а на остальных мне наплевать».

Рамачандра Кхан, который пытался опорочить Харидаса, в результате своего оскорбления стал очень сильно страдать. Он не платил налоги мусульманскому правителю. В его дом пришли сборщики налогов, и, поскольку он не платил царю, в его доме убили корову.

Харидас Тхакур знал, что Господь Чайтанья собирался закончить Свои лилы на этой планете. Однажды, Сварупа Дамодар принес Харидасу махапрасад. Он носил махапрасад Харидасу каждый день. Но в тот день Харидас лежал на спине и повторял святое имя, он чувствовал себя не очень хорошо. Сварупа Дамодар пришел к Господу Чайтанье и сказал: «Похоже, Харидас заболел. Я пришел к нему с махапрасадом, а он повторял святое имя, лежа». На следующий день Господь Чайтанья пришел к Харидасу. Он сказал ему: «Харидас, ты уже достиг самоосознания, ты можешь повторять святое имя меньше». Харидас сказал: «Моя болезнь в том, что я не могу дочитать свои круги». Итак, Господь Чайтанья сказал, что он может повторять меньше кругов, но Харидас отказался.

У Бхишмадевы было уникальное благословение – он мог сам выбрать момент ухода из этого мира. У Харидаса тоже было такое благословение. Для Харидаса жить без Чайтаньи Махапрабху было практически невыносимо. Харидас решил, что пришла пора готовиться отставить тело. Он хотел оставить тело до того, как Господь Чайтанья уйдет из этого мира. Господь Чайтанья был с Сарвабхаумой, Раманандой Роем и другими преданными. Он описывал трансцендентные качества Харидаса. Он так прославлял Харидаса, что казалось, что Он прославлял его пятью устами. Все преданные были очень счастливы услышать о трансцендентных качествах Харидаса. Теперь я хочу прочитать несколько стихов из Чайтанья Чаритамриты.

Когда все преданные услышали, как Господь Чайтанья прославляет удивительные качества Харидаса Тхакура, они пришли и поклонились ему. Следующие три стиха описывают уход Харидаса с этой планеты. Харидас Тхакур попросил Господа Чайтанью сесть перед ним. Затем он сосредоточил свой взгляд на Господе, и его глаза были подобны двум шмелям, которые припали к лотосным стопам Господа. Харидас уже лежал на смертном одре, он попросил Господа сесть рядом и сосредоточил свой взор на лотосных стопах Господа. Он обнял лотосные стопы Господа в своем сердце. Затем он собрал пыль со стоп всех присутствующих преданных и посыпал этой пылью свою голову. Он снова и снова пел: «Шри Кришна Чайтанья», и казалось, что он буквально пил сладость лика Господа. По его щекам постоянно текли слезы. И, повторяя Шри Кришна Чайтанья, он оставил тело. Когда все преданные увидели удивительный уход Харидаса Тхакура, который как йог-мистик по своей воли оставил тело, они вспомнили уход Бхишмадевы.

Бхишмадева обладал благословением, что он мог выбрать момент оставления тела. Харидас Тхакур оставил тело в присутствии Господа, повторяя «Шри Кришна Чайтанья». Все преданные были с ним, когда он покидал тело. Затем Господь Чайтанья поднял тело Харидаса и отнес его к океану, где омыл его. Этот океан, в котором вы омываетесь, стал совершенно чистым с тех пор, как Господь Чайтанья омыл в нем тело Харидаса. Затем Господь Чайтанья и Его преданные лично устроили самадхи для Харидаса Тхакура. Затем Господь Чайтанья устроил большой пир в честь Харидаса Тхакура.

Сегодня благоприятный день ухода Харидаса Тхакура. В материальном мире люди не празднуют дни ухода. День явления называется авирбхавой, а день ухода тиробхавой. И вайшнавы отмечают как день явления, так и день ухода, потому что великие святые приходят для того, чтобы распространять святое имя, а затем уходят в другое место. Бхактивинод Тхакур написал знаменитую молитву на день ухода Харидаса Тхакура: «Ошибается тот, кто говорит, что вайшнав умирает». В Чайтанья Чаритамрите говорится, что любой, кто внимательно слушает об уходе Харидаса Тхакура, обретет любовь к Богу. В этот день мы должны молить Харидаса Тхакура о милости, чтобы мы могли обрести привязанность к святому имени.