foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Интернет-магазин nachodki.ru

Чтобы духовно развиваться, нам нужна садху-санга. Все писания говорят, что нужно пользоваться теми благами, которые дает духовное общение. Духовное общение дает нам решимость, которая необходима для того, чтобы мы могли духовно развиваться. Можно обрести садху-сангу благодаря общения с преданными-садху и благодаря чтению книг Шрилы Прабхупады. Мы очищаемся, когда слушаем нектарные повествования о Господе и Его преданных. Господь приходит в этот мир, чтобы установить дхарму. Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Я прихожу для того, чтобы установить принципы религии».

Чтобы понять Господа полностью, мы должны избавиться от анартх. До того, как явился Кришна, явились шесть асуров, которых убил Камса. Это были шесть сыновей Маричи. По мнению ачарьев эти шесть сыновей Маричи олицетворяют шесть анартх – вожделение, зависть, гнев и т.д. И если вы избавитесь от этих анартх, вы сможете постичь Господа. Как мы можем избавиться от этих анартх? С помощью метода повторения и слушания. Нужно повторять святое имя Господа, а также слушать философию и рассказывать о ней.

Сегодня мы будем говорить об освобождении Сарвабхаумы Бхаттачарьи и о путешествии Господа Чайтаньи по Южной Индии. И если останется время, мы также поговорим о беседе, которая произошла между Господом Чайтаньей и Раманандой Роем. Мы начнем нашу лекцию со стиха из одиннадцатой песни Шримад Бхагаватам, который цитируется в Чайтанья Чаритамрите. В Чайтанья Чаритамрите много цитат из Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиты. Это было возможно, поскольку Чайтанья Чаритамрита была написана пятьсот лет назад, а Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гита более пяти тысяч лет назад. В своих книгах Кришнадас Кавирадж и Вриндаван Дас Тхакур очень часто цитирую Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Итак, вот стих из одиннадцатой песни, в котором говорится о явлении Чайтаньи Махапрабху.

ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йога-
шикшартхам эках пурушах пуранах
шри-кршна-чаитанйа-шарира-дхари
крпамбудхир йас там ахам прападйе

ПЕРЕВОД

«Я предаюсь Верховному Господу Шри Кришне, который нисшел на землю в образе Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать нам истинное знание и научить нас преданности Ему и отрешенности от всего, что мешает сознанию Кришны. Он явился потому, что Он океан трансцендентной милости. Я предаюсь Ему у Его лотосных стоп».

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Это знаменитый стих из Шримад Бхагаватам, в котором предсказывается явление Чайтаньи Махапрабху. Здесь говорится, что Господь Шри Кришна явился в образе Чайтаньи Махапрабху, чтобы научить нас подлинному знанию. Что такое подлинное знание? Это знание, которое исходит от Верховного Господа. Есть абсолютное знание и относительное знание. Абсолютное знание исходит от Господа, и оно безупречно. Относительное знание исходит от ученых, философов, политиков, экономистов, и оно постоянно меняется. Суть трансцендентного знания состоит в предании Господу и преданном служении Ему. В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит:

Сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах

Оставь все виды религиозности, и просто предайся Мне. В этом суть всего знания – предаться Верховному Господу посредством преданного служения. И именно этому учил Чайтанья Махапрабху – что суть трансцендентного знания – это преданное служение Господу. В начале нашего движения Шрила Прабхупада прочитал целую серию лекций по Чайтанья Чаритамрите в Нью Йорке. В этих лекциях Прабхупада говорил о том, что нет разницы между учением Шри Кришны и учением Чайтаньи Махапрабху. Кришна сказал: «Предайся Мне», а Чайтанья Махапрабху сказал: «Предайся Верховному Господу».

Чайтанью Махапрабху описывают как самое милостивое воплощение. Кто это сказал? Рупа Госвами сказал: намо маха ваданйайа кришна према прадайа те – Дорогой Господь, Ты самое милостивое из всех воплощений. Нароттама дас Тхакур тоже говорит: ­шри кришна чайтанья прабху дойа коро море – дорогой Господь, Ты самое милостивое из всех воплощений.

Одним из тех, кого обратил в вайшнавизм Господь Чайтанья, был Сарвабхаума Бхаттачарья. Сарвабхаума Бхаттачарья был убежденным имперсоналистом. Его считают воплощением Брихаспати. Он был очень ученым, но его понимание Бога было безличным. После того, как Господь Чайтанья получил санньясу, он отправился в Пури, чтобы получить даршан Господа Джаганнатхи. Как только Господь Чайтанья вошел в храм и увидел Господа Джаганнатху, Он впал в такой экстаз, что смог произнести только «Джага, джага, джага» и упал перед алтарем без сознания. В это время пуджари были должны закрыть алтарь, чтобы делать подношение. Как вы знаете, обычно Божества открыты, но, когда Им предлагают бхогу, алтарь закрывают. Господь ест в уединении. Ему не нравится есть на людях. Поэтому, когда Господь вкушает, то либо алтарь закрывают полностью, либо закрывают занавеской. Пуджари не знали, что делать. Им нужно было закрыть алтарь, чтобы делать подношение.

Когда Сарвабхаума Бхаттачарья увидел Господа Чайтанью и Его тело золотого цвета, он понял, что это не обычный человек. Он сказал служителем храма отнести этого санньяси к нему домой. Дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи находится неподалеку от храма Джаганнатхи. И Господа Чайтанью перенесли в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Сарвабхаума Бхаттачарья не мог понять, жив Господь Чайтанья или при смерти. Он видел, что живот Господа Чайтаньи не двигался. Он поднес ватку к ноздрям Господа Чайтаньи и увидел, что есть движение воздуха. И это вселило в него надежду, он подумал, что Он еще жив.

Через какое-то время Господь Нитьянанда и другие преданные пришли в храм Джаганнатхи, и они искали Его. Они услышали, как люди обсуждали происшествие, что в храм пришел прекрасный молодой санньяси, который упал в обморок, увидев Господа Джаганнатху, и Его перенесли в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. У Сарвабхаумы Бхаттачарьи был шурин, которого звали Гопинатх Ачарья. Гопинатх Ачарья не сомневался в том, что Чайтанья Махапрабху – это Сам Верховный Господь. Когда Господь приходит, не все распознают, что это Сам Бог. Благодаря влиянию йога-майи, Его истинное положение скрыто от людей.

Например, когда явился Кришна, Он с детства совершал множество сверхчеловеческих деяний. Он явился в Своем изначальном трансцендентном образе с четырьмя руками. Тем самым Он хотел показать родителям, что пришел Сам Господь. И когда Его родители попросили Его принять образ обычного младенца, Он с легкостью это сделал. И когда приходили различные демоны, посланные Камсой, для того, чтобы убить Кришну, Он легко расправлялся с ними. Он убил Путану, Тринаварту, Шакатасуру, также Он явил Вселенную в Своем рту маме Яшоде. Бриджабаси поражались, они не могли понять, что же это за мальчик такой. Может быть, это полубог? Похоже, с Ним пребывает милость Нараяны, но никто не знал, что Он Сам Бог.

Подобным образом, когда явился Господь Чайтанья, некоторые знали, что Он Бог, но другие не знали. Гопинатх Ачарья часто говорил Сарвабхауме Бхаттачарье, что этот санньяси – Сам Бог, но тот не верил. Был еще один преданный Мукунда Датта, который тоже знал, кто такой Чайтанья Махапрабху. Когда Господь Чайтанья услышали, что Господь Чайтанья находится в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи, они сразу же поспешили туда. Нитьянанда знал, как вернуть Господа Чайтанью в чувства. Что Он сделал? Он начал петь Харе Кришна киртан. Господь Чайтанья явился для того, чтобы побудить людей петь Харе Кришна. Он явился в благоприятный момент времени, когда все повторяли Харе Кришна. Когда Он был совсем маленьким, Он переставал плакать только, если женщины повторяли Харе Кришна. Благодаря киртану Нитьянанды Господь Чайтанья вернулся во внешнее сознание, и стал петь вместе с ними.

Сарвабхаума Бхаттачарья был поражен красотой Чайтаньи Махапрабху, и он сказал Гопинатху Ачарье: «Расскажи мне об этом санньяси, откуда Он родом?» Он сказал, что это сын Джаганнатхи Мишры и внук Ниламбары Чакраварти. Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: «О! Значит Он знаком с моим отцом! Мой отец был знаком с его отцом. У кого Он принял санньясу?» Ему сказали, и Он сказал: «А, это санньяса второго сорта». Мукунда Датта и Гопинатх Ачарья были очень недовольны, когда услышали такие слова. Господу, в действительности, нет никакой нужды принимать санньясу, Ему нет нужды принимать духовного учителя. Он Сам Бог. Поэтому Нитьянанда сломал данду Господа Чайтаньи. Он сказал: «Тебе эта данда не нужна, она нужна только обычным санньяси». Но Господь учит Своим примером. Когда являлся Кришна, Он также учил нас Своим примером. Он принял духовного учителя, очень смиренно служил ему. Когда Он принимал брахмана Судаму, Он показал нам, как правильно принимать брахманов. Господь всегда учит Своим примером. В Бхагавад Гите Кришна говорит: «Что бы ни делал великий человек, обычные люди последуют его примеру».

В наше время мы не видим примеров великих людей. Так называемые великие люди современного общества – это такие же развратники, как и все остальные. Но в духовном обществе мы должны быть примером. В Чайтанья Чаритамрите прославляются удивительные качества Мадхавендры Пури. Там говорится, что своим поведением преданные олицетворяют принципы религии. Другими словами, преданные должны всегда показывать пример. Если наше поведение будет образцовым, то это тоже вдохновит других людей. Если наше поведение не будет образцовым, мы не сможем вдохновить других людей. Шрила Прабхупада очень строго подходил к этому принципу, поэтому он часто говорил, что чистота – это сила. Он очень строго относился к тому, что лидеры этого движения должны вести себя образцовым образом.

Сарвабхаума Бхаттачарья не мог понять, что Господу Чайтанье не было необходимости принимать санньясу, и что он принял ее только для того, чтобы показать пример другим людям. Что привело к тому, что Господь Чайтанья решил принять санньясу? То, что люди не понимали Его верховное положение. Однажды, охваченный чувством разлуки, Господь произносил: «Гопи, гопи, гопи, гопи». Гопи проявили высший уровень служения и любви к Господу. У них только одно желание – они хотят служить Господу. Они никогда не беспокоятся о собственном благе.

Есть эта известная история. Однажды, у Кришны заболела голова, и Он сказал Уддхаве: «Моя головная боль пройдет только, если ты принесешь пыль со стоп Моих преданных». Уддхава обратился к разным преданным, но они все отказали ему – гьяни, йоги, брахманы. В конце концов, он обратился к гопи. Он сказал им: «У Господа болит голова. Он хочет, чтобы вы дали пыль со своих стоп, чтобы он смог вылечиться от головной боли». Это подобно тому, как если у вас болит голова, вы мажете ее бальзамом «золотая звезда». Господь также хотел посыпать Свою голову пылью со стоп Своих преданных. И гопи с радостью дали пыль. Они не думали, что за это с ними будет.

Господь медитировал на эту полную самоотдачу, которую проявляли гопи по отношению к Господу. Там был юноша-брахман, который услышал, как Господь Чайтанья произносит имена гопи. Брахман сказал: «Что Ты произносишь гопи-гопи-гопи? Нужно повторять Харе Кришна». Господь прогнал этого парня. Тогда другие студенты-брахманы пришли, чтобы как-то отмстить Господу. Этот парень прибежал к своим товарищам и сказал: «Вы знаете, люди говорят, что Нимай такой крутой пандит, но Он за мной погнался, и я еле ноги унес». Господь Чайтанья принял санньясу, чтобы освободить весь мир, потому что люди обычно уважают санньяси. Даже если люди несогласны с санньяси, они, как правило, не осмеливаются его критиковать.

Сарвабхаума Бхаттачарья начал думать: «Этот санньяси такой красивый, как бы Он не попался в ловушку материальной энергии». Господь Чайтанья проповедовал смирение. И Сам Он являл пример смирения. Смирение – это один из самых важных принципов для духовного совершенствования. О смирении говорится в третьем стихе Шикшаштаки.

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Если вы хотите всегда повторять святые имена, вы должны обрести смирение. Нужно стать смиренным и терпеливым. Один из аспектов смирения заключается в том, что мы хотим, чтобы нас поправляли, делали нам замечания. Иногда люди думают, что смирение — значит тихо говорить, все время ходить со сложенными руками. Но про себя человек думает: «А, я итак все знаю». Но это искусственное смирение.

Чайтанья Махапрабху Сам показал пример смирения. Как был случай, когда состоялся диспут Господа Чайтаньи с Кашмири Пандитом. Кешаву Кашмири также называли дигвиджаем. Дигвиджай значит тот, кто всех победил. Он одержал верх практически над всеми учеными в стране, но он услышал о том, что в Навадвипе также живут выдающиеся ученые. Пятьсот лет назад Навадвипа была интеллектуальной столицей мира. Во времена Господа Чайтаньи в Навадвипе жило много знатоков санскрита. Кешава Кашмири услышал, что в Навадвипе живет много знатоков санскрита, и среди них один юноша Нимай Пандит, Вишвамбхара. Он послал сообщение пандитам Навадвипы о том, что он хочет прийти в их город и устроить с ними дебаты.

Пандиты Навадвипы стали обсуждать, кто вступит в спор с этим Кешавой Кашмири. Все старшие пандиты испугались этого спора. Они сказали: «Мы не будем с ним спорить, лучше мы пошлем на это дело Нимая Пандита. Если он победит Нимая Пандита, мы скажем – он спорил с одиннадцатилетним мальчиком, что в этом такого. А если одержит победу Нимай, то мы скажем – даже одиннадцати летний мальчик из нашего года смог победить этого выдающегося пандита, что уж про нас говорить».

Кешава Кашмири повстречался с Нимаем на берегу Ганги. Как вы знаете, по просьбе Нимая Кешава Кашмири сочинил сто стихов, прославляющих Гангу. После того, как он продекламировал свои стихи, он спросил Нимая: «Ну как, Тебе понравились эти стихи?» Господь Чайтанья сказал: «Да, хорошие стихи, но Я увидел в них некоторые недочеты и ошибки». Он повторил все сто стихов, которые произнес Кешава Кашмири. Кешава Кашмири был поражен. Он сказал: «Я произнес эти стихи со скоростью ветра, как же Ты смог запомнить все эти стихи?» Кешава Кашмири не смог ответить на те замечания, на которые указал Господь Чайтанья относительно его стихов, и ученики Нимая стали над ним смеяться. Но Нимай пришел к нему на помощь. Он сказал: «Он устал с дороги, а завтра, он, несомненно, ответит на все эти замечания». Нимай всегда проявлял смирение в отношениях с другими.

Подобным образом, в отношениях с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, Господь Чайтанья проявлял величайшее почтение к нему. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья выразил беспокойство по поводу того, сможет ли Господь Чайтанья сохранить Свою санньясу, Господь Чайтанья сказал: «Я полностью завишу от твоей милости». Между ними состоялась философская дискуссия, в которой Господь Чайтанья пытался убедить Сарвабхауму Бхаттачарью в личностной природе Бога. Сарвабхаума Бхаттачарья рассказывал Веданта Сутру семь дней. Его намерение было в том, что благодаря слушанию Веданта Сутры Господь Чайтанья сможет очиститься. Но он давал толкование Веданта Сутры с точки зрения имперсонализма. На восьмой день он спросил Господа Чайтанью: «А ты понимаешь, о чем я рассказываю?»

И тогда наконец, Господь заговорил. Он сказал: «Само послание Веданта Сутры ясно, как Солнце. Но ты своими имперсоналистскими толкованиями полностью все затуманил». И затем они стали обсуждать знаменитый стих атмарама из первой песни Бхагаватам. Сарвабхаума Бхаттачарья сказал Господу Чайтанье: «Пожалуйста, объясни этот стих». Господь Чайтанья сказал: «Поскольку ты старше, пожалуйста объясни его первым ты». Сарвабхаума Бхаттачарья дал девять толкований этого стиха. Тогда Господь Чайтанья дал восемнадцать объяснений атмарама-шлоки, не касаясь толкований, которые дал Сарвабхаума Бхаттачарья. И когда Сарвабхаума Бхаттачарья услышал все эти объяснения, которые привел Господь Чайтанья, не повторяясь, он понял, что это, должно быть, Сам Господь.

Когда Гопинатх Ачарья и Мукунда Датта увидели, что Сарвабхаума Бхаттачарья, наконец, понял, что Господь Чайтанья – это Сам Господь, они очень обрадовались. Тогда Господь явил Свой трансцендентный образ. Когда Господь приходит, Он также являет Свои трансцендентные формы. В наше время можно услышать о многих так называемых аватарах. Был также знаменитый голливудский фильм, который назывался «Аватар». Но когда приходит настоящий аватар, Он совершает сверхчеловеческие деяния. Господь Чайтанья также с самого детства проявлял сверхчеловеческие качества и деяния. Он явил Свой образ Шадбхуджа Сарвабхауме Бхаттачарье. Сарвабхаума Бхаттачарья предался Чайтанье Махапрабху. Во времена той цивилизации было традицией, что если кто-то побеждал в философском споре, то проигравший принимал победителя как своего учителя. Как Кешава Кашмири не смог ответить на те замечания, которые сделал Нимай Пандит. Ночью Кешава Кашмири припал к стопам богини Сарасвати и сказал: «Ты всегда говорила через меня, но сегодня ты не стала этого делать». Богиня ответила, что этот юноша Сам Кришна, и на следующее утро Кешава Кашмири предался Господу Чайтанье.

Сарвабхаума Бхаттачарья стал великим преданным Чайтаньи Махапрабху, и Господь Чайтанья хотел отправиться в путешествие по Южной Индии. Господь Чайтанья обратился к Своим преданным и сказал: «Я хочу отправиться в Южную Индию поискать Своего брата Вишварупу, разрешите Мне уйти». Вишварупа уже покинул этот мир, но Господу Чайтанье нужен был предлог, под которым Он мог уйти, чтобы проявить Свои божественные намерения. Весть о том, что Господь Чайтанья собрался покинуть Джаганнатха Пури, разбила сердце Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он сказал Господу Чайтанье: «Пожалуйста, останься хотя бы еще на пять дней», - на что Господь согласился. Уникальные взаимоотношения между Господом и Его преданными состоит в том, что преданный старается служить Господу, а Господь старается служить преданному.

В конце концов, Господь Нитьянанда настоял на том, чтобы Господь Чайтанья не шел в Южную Индию один, а взял с собой помощника. Господь Чайтанья взял с Собой в помощники Кришнадаса. Когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, люди отовсюду сходились, чтобы посмотреть на то, как Он поет и танцует. Когда они видели, как поет и танцует Господь Чайтанья, они тоже начинали петь Харе Кришна и танцевать, и Господь обнимал их. Когда эти люди возвращались в свои деревни, другие люди, видя, как они танцуют, тоже начинали петь и танцевать.

Точно так же, как материальная эпидемия распространяется от одного человека к другому, духовная эпидемия тоже распространяется от одного человека к другому. Шрила Прабхупада приехал в вашу страну сорок лет назад. Недавно мы праздновали сорокалетие приезда Шрилы Прабхупады в Москву. Он посадил семя сознания Кришны, и сделал за свой пятидневный визит одного преданного, но постепенно сознание Кришны стало распространяться по всей стране. У нас у всех есть опыт того, что благодаря садху-санге, благодаря энтузиазму в проповеди мы вдохновляем других принять сознание Кришны. Конечно во времена Господа Чайтаньи, люди, вдохновленные Его танцем, пением и объятиями, сами возвращались в свои деревни и вдохновляли других петь и танцевать. Кончено, мы не настолько могущественные, но если мы будем стараться продолжать проповедовать, то Кришна будет посылать нам все больше и больше успеха. Но если мы не будем прикладывать усилия, то ничего не произойдет.

Итак, когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, люди приходили издалека, чтобы увидеть Его, и, увидев Его они начинали петь и танцевать. Был один преданный, страдавший от проказы, который пришел, чтобы увидеть Чайтанья Махапрабху. У него был сильный случай проказы. Его тело было покрыто гнойными язвами. В этих язвах жили черви, и когда они выпадали из этих язв, он поднимал их с земли и клал обратно. Он услышал, что Господь Чайтанья пришел в это город и остановился у преданного Курмы, и он пришел, чтобы увидеть Чайтанью Махапрабху. Но Махапрабху уже ушел оттуда. Но будучи Сверхдушой в сердце каждого, Господь Чайтанья понял, что этот преданный опечален Его уходом, и поэтому вернулся.

Когда Он вернулся, Он обнял его, и его тело сразу стало здоровым и красивым. Этот преданный Васудева стал беспокоиться: «Когда я был таким отвратительным, никто ко мне даже близко не приближался. Но теперь я могу возгордиться». И затем он вознес знаменитые молитвы, которые в свое время вознес брахман Судама. Брахман Судама был другом детства Кришны. С материальной точки зрения он был очень бедным, но он не жаловался. Брахман доволен в любой ситуации. Но его жена вдохновила его проведать своего богатого друга в Двараке. У Него там столько дворцов. Она ожидала, что он вернется оттуда с подарками. И Судама пришел в Двараку, чтобы встретиться со своим другом детства.

Господь принял его образцовым образом. Он показа, какой прием нужно оказывать настоящим брахманам. Господь спросил: «Судама, разве ты не принес Мне подарок?» И с большим колебанием Судама показал то, что принес. Там был какой-то дробленый рис. И, так ни о чем не попросив Кришну, Судама вернулся домой. И когда он уже возвращался домой, он, вдруг, вспомнил, что навестил своего богатого друга, но так ничего не попросил. Но что он увидел, когда подошел к дому? Он увидел роскошный дворец. Его жена была в богатых украшениях. Он понял, что все это произошло по милости его богатого друга. Судама произнес замечательные молитвы, прославляющие Кришну.

Шримад Бхагаватам – это книга, в которой прославляется Верховный Господь. Разные преданные в Шримад Бхагаватам прославляют Господа изысканными молитвами. Прахлада, Брахма, Индра, Судама – все они возносят удивительные молитвы. Шримад Бхагаватам – это сборник молитв, в которых преданные прославляют Господа изысканными стихами. Итак, Васудева вознес молитвы Господу, повторив молитвы брахмана Судамы, а затем задал вопрос: «Раньше, когда мое тело было таким отвратительным, что никто ко мне даже не приближался. Но теперь по Твоей милости, мое тело стало очень красивым. Что мне теперь делать, чтобы не возгордиться и оставаться смиренным?» Господь Чайтанья сказал: «Повторяй Харе Кришна и всегда проповедуй послание Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиты, и таким образом ты всегда будешь смиренным».

В комментарии к этим стихам Шрила Прабхупада передает следующее послание преданным ИСККОН: «Точно также, как Господь Чайтанья спас Васудеву Випру из этого отвратительного положения, преданные этого движения сознания Кришны тоже были спасены из отвратительного положения. Поэтому они должны повторять Харе Кришна и проповедовать послание Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам, ходя от дома к дому».

Однажды, когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, Он вступил в дискуссию с лидером местных буддистов. Как вы знаете, буддисты – тоже имперсоналисты. Конечно, современные буддисты не особенно следуют наставлениям Будды. Будда проповедовал ненасилие, но современные буддисты едят все. Конечно, есть и искренние буддисты, я слышал, что в Бирме и других странах есть буддисты-вегетарианцы. Господь Чайтанья стал обсуждать с этими буддистами философию и разбил все аргументы лидера этих буддистов. Ученики этого гуру буддистов очень расстроились, что этот санньяси разбил в споре все аргументы их лидера, и они решили отомстить. Они взяли какую-то оскверненную пищу, положили ее на металлический поднос, принесли ее Господу Чайтанье и сказали: «Вот для Тебя махапрасад». В это время, откуда не возьмись, слетел огромный орел, поднял этот поднос и сбросил на голову гуру буддистов.

Что случилось с гуруджи? Он, наверное, был уже стареньким, и поэтому упал в обморок, потому что этот металлический поднос ударил его прямо по голове. Буддисты очень обеспокоились. Они поняли, что это было последствием их оскорбительного отношения. Они стали просить Господа Чайтанью простить их. Они стали просить: «Пожалуйста, прости нас за наши злые намерения, пожалуйста, спаси нашего гуру». И что сказал Господь Чайтанья? «Пойдите и шепчите Харе Кришна маха мантру на ухо своему гуру». Они стали шептать Харе Кришна мантру на ухо своему гуру, и он пришел в сознание. И все эти буддисты предались Чайтанье Махапрабху. Все они стали вайшнавами.

Игры Господа Чайтаньи безграничны. Когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, Он постоянно молился: кришна кришна кришна кришна кришна кришна кришна хе! О Кришна, пожалуйста, защити Меня. Как мы читали в этом стихе, Господь Чайтанья является олицетворенной милостью. Когда Господь Нитьянанда увидел, как Господь Чайтанья поет и танцует, Он предсказал, что святое имя Господа будут воспевать в каждом городе и деревне мира. Конечно, Господь Чайтанья тоже Сам предсказывал это. И сейчас это уже происходит. Шрила Прабхупада говорил, что Господь Чайтанья уже предсказал, что это случится. Поэтому если вы поможете исполнить это предсказание, — это будет вашей заслугой, если же вы не будете это делать, то эта заслуга достанется кому-то другому. Вы хотите эту милость, или вы хотите, чтобы ее получил кто-то другой? Все? А вы хотите получить ее, прилагая какие-то усилия или нахаляву? Вы готовы работать ради этого? Харе Кришна!