foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Кто из вас хотел бы стать хорошим вайшнавом или вайшнави? Тогда сегодня мы обсудим качества, которые вы должны развить. Большинство из этих качеств, наверное, уже у вас есть. Но можно обсудить их еще раз. Мне очень понравилось, что Алматы заняла третье место в СНГ по распространению книг. И когда преданные сказали мне, что нужно поговорить о проповеди, я выбрал этот стих. Это стих ШБ 3.25.25.

титикшавах каруниках
сухрдах сарва-дехинам
аджата-шатравах шантах
садхавах садху-бхушанах

ПЕРЕВОД

Садху терпелив и милосерден, он — друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями.

КОММЕНТАРИЙ

Садху, как уже говорилось, является преданным Личности Бога, поэтому он всегда стремится дать людям знание о преданном служении Господу, проявляя таким образом свое милосердие. Он знает, что тот, кто не занимается преданным служением, бесцельно проживает свою жизнь. Странствуя по свету, преданный идет от двери к двери и призывает людей: «Примите сознание Кришны. Станьте преданными Господа. Не губите свою жизнь, потакая животным инстинктам. Человеческая жизнь дана вам для того, чтобы достичь самоосознания, то есть развить в себе сознание Кришны». Так проповедует садху. Не довольствуясь тем, что сумел освободиться сам, он всегда думает о других. Его милость к обусловленным душам не знает границ. Так проявляется одно из его качеств — каруника, великое сострадание к падшим душам.

Садху должен обладать неистощимым терпением, ибо, проповедуя, он неизбежно сталкивается со множеством противников. Люди гонят или оскорбляют его, так как далеко не все обусловленные души готовы принять трансцендентное знание о преданном служении Господу. Они больны, поэтому им не по нраву духовное знание. И садху берет на себя неблагодарный труд — убедить обусловленные души в необходимости заниматься преданным служением. Иногда к преданным даже применяют физическую силу. Господа Иисуса Христа распяли на кресте, Харидаса Тхакура били палками на двадцати двух рыночных площадях, а на ближайшего сподвижника Господа Чайтаньи, Нитьянанду, напали братья Джагай и Мадхай. Но эти преданные Господа терпеливо сносили все оскорбления и муки, памятуя о том, что пришли на землю ради спасения обусловленных душ. Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только людям, но и животным. Сарва-дехинам значит «все живые существа, воплотившиеся в материальном теле». Материальным телом обладают не только люди, но и другие живые существа. Преданный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена. Так, Шивананда Сена, один из учеников Господа Чайтаньи, даровал освобождение собаке, видя в ней прежде всего душу. Известно немало случаев, когда собаки получали освобождение благодаря тому, что им посчастливилось встретиться с садху, поскольку садху заботятся о высшем благе всех живых существ. Но, несмотря на то что садху дружелюбно относится ко всем и ни к кому не питает вражды, люди так неблагодарны, что даже у садху есть много врагов.

Чем же друг отличается от врага? В первую очередь своим отношением к нам. Садху не жалеет сил для того, чтобы помочь всем обусловленным душам освободиться из материального плена, поэтому у обусловленной души нет друга лучше, чем садху, который указывает ей путь к освобождению. Садху всегда безмятежен, он спокойно и невозмутимо следует наставлениям священных писаний. Садху — это тот, кто выполняет предписания Вед и является преданным Господа. Человек, который действительно следует указаниям шастр, не может не быть преданным, ибо все шастры предписывают беспрекословно подчиняться Верховной Личности Бога. Таким образом, садху называют того, кто, следуя предписаниям Вед, занимается преданным служением Господу. Все перечисленные качества присущи преданному. Говорится, что преданный развивает в себе лучшие качества полубогов, тогда как непреданный, даже если с мирской точки зрения он хорошо воспитан и образован, в духовном отношении лишен хороших качеств и добродетелей, которые присущи тому, кто достиг уровня трансцендентного самоосознания.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Это очень знаменитый стих из Шримад Бхагаватам. Было бы очень хорошо, чтобы вы все выучили этот стих наизусть, или, по крайней мере, запомнили значение этого стиха. Этот стих произнес Господь Капиладева. Кто такой Господь Капила? Он является воплощением Бога. На санскрите воплощение Бога называется аватаром. В наше время слово аватар уже известно по всему миру. Вы знаете, почему? Потому что Голливуд снял фильм под названием «Аватар» два года назад. Этот фильм был суперхитом. Поэтому все во всем мире люди знают слово аватар. Аватар – это тот, кто низошел из духовного мира. Почему Господь приходит из духовного мира?

Паритранайа садхунам
винашайа ча душкритах
дхарма самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге

Он приходит установить принципы религии. В наши дни люди думают, что можно создать собственную религиозную философию. Кто-то становится знаменитым, выдумывает собственную философию и говорит: «Вот, это наша религия». Но религия означает слова Бога. Слова Бога не содержат ошибок, недостатков и т.д. Чтобы установить религию, Господь приходит в различных формах. Религия означает слова Бога – дхарман ту сакшад бхагават пранитам.

У Господа Капилы также были мать и отец. Когда Господь приходит, Он делает так, чтобы разные роли играли Его преданные. Например, когда Кришна пришел как Нрисимхадева. Его же преданный стал демоном Хираньякашипу. Кумары – это сыновья Господа Брахмы. У Кумаров есть мистические способности, благодаря которым они могут странствовать повсюду без ограничений. Им не нужны ни виза, ни паспорт, ни деньги. Итак, Кумары вошли в духовной царство, они уже прошли шесть врат, но у седьмых их остановили привратники. Эти привратники сказали: «Эй! Детям сюда нельзя!» Кумары сказали: «Как! Мы в таком экстазе! Хотим увидеть Господа, а вы нас не пускаете! Вы недостойны здесь находиться!» Итак, Кумары разгневались на привратников. Кто были эти два привратника? Джая и Виджая.

Кумары очень хотели прямо сейчас увидеть Господа, и поэтому, когда их остановили Джая и Виджая, они очень сильно разгневались. Джая и Виджая сказали: «Мы примем любое наказание. Главное – это чтобы мы не забыли Бога». Таково желание преданного: «Он может отправится в ад, главное – это, чтобы он не забывал о Господе и служил Ему». Господь услышал эту беседу между Кумарами и Джаей и Виджаей. Например, если вы слышите, что кто-то громко разговаривает, вам захочется посмотреть, что происходит. Кумары осознали, что эти преданные дороги Господу, и поэтому они хотели забрать свое проклятие назад. Но Господь сказал: «Нет, это было Мое желание, чтобы вы прокляли их», - потому что Господь хотел прийти на Землю, и Он хотел, чтобы роль демонов также играли Его преданные.

Хираньякашипу был непростым демоном. Вы знаете, что двенадцатого числа будет нирджал экадаши? Если мы держим нирджал экадаши один день, мы считаем это великим достижением. Но Хираньякашипу не пил ни капли воды сто небесных лет. На нашей планете проходят шесть месяцев, а на небесных только двенадцать часов. Сто небесных лет Хираньякашипу не пил ни капли воды. Так что он не простая личность.

Кришна принимает служение в разных ролях – кто-то играет роль демонов, кто-то родителей и т.д. Кардама Муни был великим йогом-мистиком. Кардама Муни создал летающий замок, там были горы, реки и он путешествовал на нем по всей вселенной. Капиладева явился как сын Кардамы Муни и Девахути. Когда Капиладева находился во чреве своей матери, Господь Брахма сказал Девахути, что ее ребенок будет необычной личностью и воплощением Бога. Таким образом, Девахути знала, что ее сын был воплощением Господа, и он обладает всем знанием. Поэтому, обратившись к сыну, Девахути спросила у него: «Как я могу избавиться от страданий материального мира?»

Этот вопрос очень понравился Капиладеве. Например, в первой песне Шримад Бхагаватам Парикшит Махарадж задает вопрос: «Что должен делать человек, находящийся на пороге смерти?» Шукадева Госвами сказал: «Твой вопрос очень замечательный, потому что ответ на него принесет благо всему человечеству». Итак, мудрецы обсуждают вопросы, которые принесут благо всему человечеству, и преданные любят слушать эти обсуждения. У нас есть выбор – мы можем заниматься или кришна-катхой или праджалпой. Нашему языку нужно чем-то заниматься. Наш язык любит разговаривать. Иногда, если мы работаем, мы устаем и говорим: «Надо отдохнуть». Но разве язык когда-нибудь устает? Язык готов говорить двадцать четыре часа и не уставать.

Выбор такой: на какую тему разговаривать. В Бхагавад Гите Кришна объясняет, что является аскезой для тела, ума и речи. Какова аскеза для языка? Говорить правдивые слова. Правдивое послание исходит от Бога и Его представителей. Нужно произносить слова, приятные для слуха. Да, мы говорим правду, но мы говорим ее учтиво. Даже если мы хотим поправить какого-то преданного, мы должны делать это очень тактично. Можно сделать это тактично, а можно грубо. Поэтому Кришна говорит: «Произносите приятные слова». Далее – нужно регулярно декламировать ведические писания и повторять святое имя.

Девахути сказала: «Ты мое трансцендентное око. Ты тот топор, который может срубить дерево материальной запутанности». Духовный учитель и садху является для своего ученика духовным оком. Всем нам нужны глаза, чтобы видеть. Если, например, зрение не очень хорошее, мы пользуемся очками или контактными линзами. Точно также через духовного учителя или садху можно видеть все в правильном свете. Девахути сказала: «Ты топор, который может срубить дерево материальных привязанностей». Другими словами, благодаря духовной мудрости можно рассеять иллюзию. В следствие материальной иллюзии мы развиваем материальные привязанности. Сегодня эти материальные привязанности могут быть источником счастья, а завтра они станут источником страданий.

Вы знаете эту знаменитую историю о Царе Читракету? Царь Читракету очень сильно хотел иметь сына. Он получил сына по благословению великого мудреца Ангиры Муни. Сына назвали Харшашока. На санскрите это имя имеет две части. Харша означает счастье, а шока несчастье. Мы все Харшашоки. Сегодня мы можем быть для кого-то источником счастья, а завтра мы разлучаемся или с нами что-то случается, и мы становимся источником страданий.

Обратившись к сыну, Девахути попросила Его просветить ее. Такова обязанность преданных – просвещать других. Капиладева говорит: «Практикуя знание и отречение, человек может заняться преданным служением». Знание бывает двух видов – относительное и абсолютное. Абсолютное знание исходит о Верховного Господа и не содержит ошибок или искажений. Относительное знание исходит от мирских людей, и оно может быть правильным сегодня, но может поменяться завтра. На духовном пути мы не очень-то опираемся на материальные знания. Мы верим в абсолютное знание.

Итак, Господь Капиладева говорит: «Практикуя знание и отречение». Он имеет в виду трансцендентное знание. Трансцендентное знание приводит к отречению. Когда мы используем слово отречение, его надо правильно понимать. От чего мы отказываемся? Мы отказываемся от тех вещей, которые мешают духовно развиваться. Если что-то не мешает духовному росту, то мы от этого не отказываемся. Мы жертвуем иллюзорной деятельности для того, чтобы заниматься духовной деятельностью. Если вы хотите видеть все в правильном свете, у вас должно быть духовное знание. Например, если темно, вы не можете видеть даже своего соседа. Люди обычно очень гордятся своими глазами. Но наши глаза имеют ценность только если есть Солнце или электрический свет. Если ночью потушить весь свет, но нельзя увидеть даже человека, который находится рядом с вами.

Благодаря знанию можно развить отречение, и тогда вы сможете видеть все в правильном свете. Скажем, у вас есть семья – жена, дети. Что означает видеть все в правильном свете? Сделайте своих близких сознающими Кришну. Дайте детям образование в сознании Кришны, чтобы они выросли ценными членами общества и знали, в чем заключается цель жизни. Скажем, вы бизнесмен или работаете. Что означает видеть вещи в правильном свете в этом положении? Я живу простой жизнью и использую то, что могу позволить для проповеди и служения Кришне. Скажем, у меня хорошее образование. В материальной жизни, если у людей есть хорошее образование, то обычно они гордятся. Но преданный будет использовать свое образование для того, чтобы установить верховное положение Бога. Итак, мы можем видеть все в правильном свете, если обладаем трансцендентным знанием.

Далее Капиладева говорит, что материальные привязанности приводят к рабству, но, если перенести эти привязанности на садху, они становятся причиной освобождения. Это подобно тому, что молоко может быть причиной несварения, но то же молоко в форме йогурта, может вылечить эту болезнь желудка. Подобным образом, Капиладева говорит, что материальные привязанности являются источником рабства, но, если перенести эти привязанности на садху, они становятся причиной освобождения.

Итак, Капиладева рекомендует нам развивать привязанность к садху, и далее он описывает качества садху. Что значит садху? Часто люди неправильно понимаю, кто такой садху, они думают, что садху – это тот, кто носит шафрановые одежды, но правильное понимание – это что садху – это тот, кто ведет духовный образ жизни и рассказывает вам о духовной жизни. Это тот, кто практикует духовную жизнь так, как это описано в шастрах. Это очень важная квалификация. Нельзя выдумывать собственную философию, и заявлять, что вы садху. Садху может принадлежать к любой религии, но он должен следовать изначальным указаниям Бога.

Поэтому все вы, кто стараются обрести духовное знание, кто стараются служить Господу, достойны обрести качества садху. Давайте же обсудим качества садху. В предыдущем стихе Господь Капиладева советует своей матери развить привязанность к садху. Если вы привяжетесь к садху, вы никогда не будете обмануты. Например, ваш ум говорит вам: «Сделай это», - и у вас появились сомнения, правильно ли это или нет. Вы обращаетесь за разъяснениями к садху. Если вы привязаны к садху, вы служите ему, общаетесь с ним, медитируете на его наставления, и это защитит вас от майи. Привязанность к садху рекомендует не только Капиладева, но и все священные писания мира.

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
лава матра садху санга сарва сиддхи хайа

Это значит то же самое – нужно привязаться к садху. Итак, после того, как Господь Капиладева объяснил важность привязанности к садху, в этом стихе он описывает качества садху. Первое качество, которое он упоминает, это титикшава, терпение. Мы уже слышали о важности терпения, и поскольку это качество упоминается в третьем стихе Шикшаштаки, мы слышим о нем постоянно. Преданный должен быть очень терпеливым, потому что в материальном мире всегда будет двойственность. Сегодня вас могут прославлять, говорить, что вы замечательный преданный, но завтра вас могут отругать. Сегодня вы здоровы, но завтра вы можете заболеть. Сегодня вы получаете то, чего хотите, а завтра нет. Сегодня вас почитают, а завтра вас могут бесчестить. Сегодня может быть хорошая погода, а завтра наоборот. Но преданный из-за этого не беспокоится. Иногда во времени проповеди мы сталкиваемся с трудностями. Иногда судьба бросает нам вызов. Вообще любой вид проповеди – это не легкое дело. Но мы должны выполнять этот долг, полагаясь на милость гуру и Кришны. Мы не должны думать, столкнувшись с трудностями: «О, это трудное занятие, я не могу этого делать». Нам надо развивать терпение.

Далее каруника – быть милостивым. Преданный Господа очень милостив. Он милостив ко всем живым существам, даже к муравьям. Преданный не наступает даже на муравьев. Такова природа преданного. Как же проявить настоящую милость? Надо давать людям знание о Боге. Например, здесь в Алматы где-то пятнадцать преданных распространяют книги. Они выполняют высшее служение человечеству. Люди в наше время находятся в глубокой иллюзии. Проповедники подвергают себя большому риску для того, чтобы распространять духовное знание в обществе.

Есть разные виды милости. Некоторые думаю, что нужно кормить голодных. Кто-то хочет помогать больным людям. Мы не против этой деятельности, но это не будет окончательным решением. Окончательным решением будет знание, которое позволит людям прекратить круговорот рождения и смерти. Поэтому проповедь, распространение книг и т.д. считается высшей формой благотворительности. Если чего-то в нашем мире и не хватает, то это знания о Боге, о любви к Богу и о преданном служении. Поэтому признавая, что настоящее милосердие – это давать людям знание о Боге, - преданные проповедуют. Мы пользуемся любой возможностью для проповеди. Я слышал, что в Казахстане преданные проповедуют людям через психологию. Смысл в том, чтобы помочь людям заняться преданным служением. Люди должны постепенно, шаг за шагом, идти к совершенству. Итак, настоящая милость — значит стараться давать людям знание о Боге.

Сухрида сарва дехинам – он друг всех живых существ. У преданного нет врагов. Другие могут относиться к преданному враждебно, но сам преданный никогда не думает, что у него есть враги. Хираньякашипу считал Прахлада своим врагом, потому что он не слушал его безбожных советов. Но сам Прахлад никогда не считал своего отца врагом. Отец Прахлада хотел обучить своего сына дипломатии. Дипломатия – это наука разделять общество на друзей и врагов. Прахлада ответил: «Меня это не интересует, я заинтересован в том, чтобы все служили Господу». Поэтому преданный Господа друг для всех существ. Не так, что мы отделяем богатых людей от бедных. Преданный друг для всех – и для бедных, и для богатых.

Например, когда идет дождь, он проливает воду, на все, не различая реки ли это, моря, скалы или плодородная земля. Точно так же преданный проповедует всем без разбора. Конечно же преданный должен применять свой разум, чтобы смотреть, как кому проповедовать. Но он ко всем относится как к друзьям, даже к тем людям, кто критикуют его. Аджата шатрава - Он ни к кому не относится враждебно.

Затем шанта – он умиротворен. Можно быть удовлетворенным, только если у вас одна миссия. Другими словами, если вы будете принимать все благоприятное для духовного развития и отвергать все неблагоприятное, вы всегда будете умиротворенными. Но если мы думаем: «я хочу мой торт и съесть его тоже хочу», - то у нас не будет покоя. Я хочу духовной жизни, и вместе с тем я хочу материальной жизни. Мы хотим быть одной ногой там, а другой здесь. Нет, для того, чтобы быть умиротворенным, нужно идти в одном направлении.

Преданный живет согласно священным писаниям. Священные писания – это слова Бога. В писаниях нет недостатков. Как мы говорили раннее, религия – это слова Бога. Изучение священных писаний помогает нам сделать разум острым. Ели у вас нож острый, то им очень легко резать. Но если нож ржавый и тупой, то им очень трудно что-нибудь разрезать. Нам нужно заострять свой разум, и чтение помогает вам это сделать. Прабхупада говорит, что Господь очень доволен, когда видит, что мы пытаемся изучать эти книги. Итак, преданный живет согласно священным писаниям. В каждой стране есть свод законов. Эти законы изданы властями, и все граждане должны им подчиняться. Но мы подчиняемся наставлениям, которые даны в священных писаниях. Итак, преданный живет согласно священным писаниям.

Это те качества, которые старается развить в себе садху. Вы можете сказать: «Да, я хотел бы развить в себе эти качества, но где их можно заполучить?» Как было бы хорошо, если бы это было так! Во времена Господа Чайтаньи был преданный по имени Абхирам Тхакур. У него был кнут Джая Мангал. Кого бы Абхирам Тхакур не бил этим кнутом, он сразу обретал любовь к Богу и повторять Харе Кришна. Хорошо было нам тоже иметь такой кнут. Кто-то может спросить: «Есть ли такое лекарство, принимая которое можно обрести эти качества?» Да, лекарство есть. Это повторение святого имени Господа.

В Чайтанья Чаритамрите описаны наставления Господа Чайтаньи Санатане Госвами. Там перечисляются двадцать шесть качеств преданных. Многие из этих качеств похожи на те, что мы сейчас обсудили. Часто преданные спрашивают: «Как развить эти качества?» Они все достижимы, если заниматься преданным служением. Хорошая джапа, изучение книг, общение с преданными – все это поможет вам развить эти качества. Не думайте, что все это теория, а на практике достичь ничего нельзя. Все это достижимо благодаря практике. Вы слышали выражение «практика делает человека совершенным»? Практикуя преданное служение, практикуя повторение святого имени, мы сможем развить эти качества. Уже по всему миру есть множество преданных, которые развили в себе подобные качества. Метод преданного служения работает в любой части мира. Любое место, где прославляют Господа, становится Вриндаваном.

Если вы прилагаете усилия, то Кришна вам помогает. Кришна говорит: «Тому, кто служит Мне с любовью и преданностью, Я сохраняю то, что у него есть, и даю ему то, чего ему не достает». У нас может быть много недостатков в самых разных сферах. Да, мы согласны, что нам много чего не достает. Но если мы будем прилагать усилия, то Кришна нам поможет. Вы слышали высказывание «Бог помогает тем, кто сам себе помогает»? Если мы прилагаем усилия, то Кришна помогает нам. Это гарантировано. Итак, внимательно повторяя святое имя, читая книги, общаясь с преданными, следуя хорошей садхане, мы сможем развить все эти качества. Поэтому, пожалуйста, прилагайте усилия. Харе Кришна!