foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Я очень рад быть здесь в вашем замечательном городе Нижнем Новгороде. Когда шел киртан, я думал, что вам очень повезло, что у вас практически нет соседей. Во многих местах, если киртан немного громче, чем обычно, соседи начинают жаловаться. Есть страна, название которой я не буду упоминать, где, когда преданные поют киртан, им это приходится делать шепотом. Они играют на самых маленьких караталах, никаких мриданг, ничего. Поэтому вам повезло, что вы можете петь киртан так громко, как вы хотите.

Как вы знаете, сегодня день явления Господа Ваманадевы, а завтра день явления Бхактивинода Тхакура, а послезавтра день ухода Харидаса Тхакура. Это очень благоприятные дни. Сегодня мы вкратце расскажем о явлении Господа Ваманадевы.

Ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая

шри-шука увача
иттхам виринча-стута-карма-вирйах
прадурбабхувамрта-бхур адитйам
чатур-бхуджах шанкха-гадабджа-чакрах
пишанга-васа налинайатекшанах

ПЕРЕВОД

Шукадева Госвами сказал: После того как Господь Брахма произнес слова, восхвалявшие деяния и доблесть Верховной Личности Бога, Всевышний Господь, который, в отличие от обыкновенных живых существ, не знает смерти, явился в этот мир из лона Адити. В Его четырех руках красовались раковина, булава, лотос и диск, Он был облачен в желтые одежды, а глаза Его напоминали лепестки цветущего лотоса.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе особенно важно слово амрта- бхух. Иногда Господь как будто рождается, словно обыкновенный ребенок, однако это не значит, что Он подвержен мукам рождения, смерти или старости. Нужно обладать незаурядным разумом, чтобы постичь явление и деяния Верховного Господа в разных Его воплощениях. Подтверждением этому служат слова «Бхагавад-гиты» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах. Надо постараться понять, что явление, уход и все деяния Господа обладают божественной природой (дивйам). Господь не имеет ничего общего с материальной деятельностью. Тот, кто постиг природу явления, ухода и деяний Господа, сразу обретает освобождение. Такому человеку никогда больше не придется получать материальное тело: покинув свое нынешнее тело, он попадает в духовный мир (тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ’рджуна).

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Итак, сегодня день явления Господа, который явился как Ваманадева. Сегодня утром на вокзале нас встречал преданный Вамана, но я сказал ему, что он Вамана дас, слуга изначального Ваманы. В нашем движении сознании Кришны столько разных праздников. И эти праздники связаны не только с Самим Верховным Господом, но также с Его многочисленными воплощениями. Большинство людей привыкли к тому, что большой праздник бывает раз в году, но у нас столько праздников – день явления Нрисимхадевы, день явления Чайтаньи Махапрабху, день явления Кришны, день явления Радхарани. Сегодня день явления Ваманадевы.

Бог безграничен. Бог является во множестве образов. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что человек, который постигает трансцендентную природу Его рождения и деяний, освобождается от рождения и смерти. То есть человек, который понимает, что Бог безграничен, и что Он может явиться в любой форме и любом месте, освобождается от влияния гун материальной природы, и обретает освобождение от цикла рождения и смерти. В чем разница между нашим рождением и явлением Бога? В чем разница? Мы рождаемся под влиянием своей кармы. Вы не можете выбрать, кто будет вашим отцом, матерью, братом или сестрой, иначе все сказали бы, что хотели, чтобы их папа был олигархом. Я хочу быть сыном Президента мира. Но мы не можем на это повлиять. У нас нет выбора, кого мы принимаем отцом или матерью. Наше рождение находится под властью законов кармы.

Но рождение Господа не находится под властью закона кармы. Бог приходит по своему собственному выбору. Существует бесчисленное количество воплощений Бога, которых называют аватарами. Слово аватар сейчас стало очень популярным. Знаете, почему? Потому что в Голливуде потратили двести пятьдесят миллионов долларов, и сняли фильм под названием «Аватар». Конечно, тот аватар не имеет никакого отношения к настоящим аватарам. Я не знаю, что их вдохновило выбрать это название фильма. Аватар означает тот, кто нисходит из духовного мира.

Господь приходит по Своей собственной воле. Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Время от времени я прихожу в этот мир». Почему Господь приходит? Он приходит для того, чтобы установить принципы религии. Религия означает слова Бога. Религия — это не то, что люди сами могут выдумать. Религия – это слова Бога, и эти слова находятся в истинных священных писаниях мира. Бог безграничен. Господь Брахма сказал: адвайтам ачйутам анадир ананта рупам – Господь адвайта, для Него не существует разницы между душой и телом. Он ачьюта – непогрешим. Адвайта рупам – Он приходит в бесконечном количестве разных образов. Он может явиться в образе Рыбы, в образе Черепахи, в образе Вепря, получеловека-полульва. Бога невозможно ограничить. Есть знаменитая история о брахмане и сапожнике. Когда сапожник услышал, что Господь продевал слона через игольное ушко, он подпрыгнул в экстазе. А брахман, который был имперсоналистом, не мог поверить в то, что Господь продевает слона через игольное ушко.

Ваманадева – это одно из воплощений Господа. У вас есть отец и мать, и у Бога тоже есть отец и мать. В этом конкретном случае отцом Господа Ваманадевы был Кашьяпа Муни, а матерью Адити. Кашьяпа Муни был великим мудрецом, который совершал суровые аскезы. Васудева и Деваки стали родителями Всевышнего Господа Шри Кришны. И как они заслужили эту привилегию? В течении двенадцати тысяч лет по исчислению полубогов они совершали исключительные аскезы. Шесть земных месяцев равняются двенадцати часам на райских планетах. В течение двенадцати тысяч небесных лет они питались только сухими листьями, которые падали с деревьев, и, конечно же, свежим воздухом. И на что они медитировали? Они молили Господа, чтобы Он явился как их сын. Господь был очень доволен их аскезой и согласился стать их сыном.

Подобным образом, Кашьяпа Муни и Адити тоже совершали суровые аскезы, поэтому Господь принял их как Своих родителей. Другой момент состоит в том, что явление Господа не является следствием физического контакта между мужчиной и женщиной. Это очень важно понять. Обычные дети рождаются, во-первых, вследствие влияния кармы, а, во-вторых, в результате половых отношений между мужчиной и женщиной, но не Бог. Как мы говорили, Бог Сам выбирает Своих преданных, которые будут служить Ему как отец и мать. Когда Господь явился как Ваманадева, сначала Он проявился в уме Кашьяпы Муни. И из ума Кашьяпы Муни Он перенесся в чрево Адити, и когда Он вошел во чрево Адити, от нее стало исходить ослепительное сияние.

Это подобно тому, как явился Кришна. Сначала Он проявился в уме у Васудевы, а затем перенесся во чрево Деваки. Итак, Господь явился в уме Своего преданного, а затем Он перенесся в чрево Адити. И когда Господь появился в чреве Адити, ее сияние увеличилось во много раз. И тогда все полубоги, возглавляемые Господом Брахмой, пришли туда, принесли поклоны Адити и обошли вокруг нее, поскольку сам Господь Вамана собирался родиться из ее чрева. Это второе отличие между нашим рождением и явлением Господа.

Другое отличие состоит в том, что, когда мы рождаемся, мы плачем, и наше тело все перепачкано, поэтому его нужно сразу же вымыть. Но когда является Господь, Он является с украшениями. Как в стихе, который мы только что прочитали, говорится, что Господь явился с четырьмя руками, Он был прекрасно украшен, Он держал в руках раковину, лотос, палицу и диск. Он был одет в желтые одежды. Его глаза напоминали лепестки цветущего лотоса. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы ребенок родился с четырьмя руками, с украшениями, одетым в прекрасные одежды? Но Господь таким образом явился. Кто-то может сказать: «Ну, это какие-то сказки, выдумки». Но это не сказки, это реальность. Наши чувства ограничены, поэтому нам нужно обратиться к священным писаниям, которые безупречны и свободны от всех изъянов.

На груди Господа был знак Шриватса. У Него были красивые золотые браслеты, на талии у Него был пояс, на голове у Него был шлем. Его тело опоясывал священный шнур, а Его стопы украшали ножные колокольчики. Точно также, когда явился Кришна, Он сначала предстал в Своем четырехруком облике. На нем были очень красивые украшения. Но затем Его родители стали беспокоиться, что Камса узнает о том, что Господь явился. Поэтому они попросили Господа принять образ обычного ребенка. Затем Господь принял образ обычного ребенка.

Господь Вамана явился на Виджая Двадаши, который идет сразу после экадаши. Бог приходит в своем трансцендентном образе. Что нам необходимо для того, чтобы постичь Бога? Нам нужна чистота. В десятой песне Бхагаватам описывается, что перед явлением Господа, у Деваки родились шесть сыновей, которые в прошлой жизни были сыновьями Маричи. Затем Господь явился как Баларама, а затем уже как Кришна. Что олицетворяют эти шесть сыновей Маричи? Они олицетворяют шесть главных анартх – вожделение, гнев, зависть, жадность, иллюзию, безумие. Эти шесть анартх являются причиной, по которой мы продолжаем оставаться в рабстве материального существования. Точно также, как нельзя ожидать, что пьяный человек будет говорить трезво, нельзя ожидать, что под влиянием этих анартх мы сможем оценить красоту Господа и преданного служения Ему.

Мы должны очистить сердце от анартх, и только тогда мы сможем постичь трансцендентную природу Бога. Господь трансцендентен, но не все люди могут понять Его. Господа можно постичь только через преданное служение. Почему? Потому что преданное служение очищает нас от скверны. Мы находимся под влиянием этих анартх, и из-за их влияния мы неспособны постичь Верховного Господа. Но когда вы занимаетесь преданным служением, начиная с шраванам киртанам, вы очищаетесь, и по мере очищения вы будете все лучше и лучше постигать Господа. Это подобно тому, как больной человек не может по-настоящему насладиться вкусным прасадом, и когда температура спадает, но уже становится способным по-настоящему ощутить его вкус. Подобно этому, чем больше вы очищаетесь, тем больше вы становитесь способным постичь Господа. Поэтому, если вы хотите постичь Господа, очень важно очистить свое сердце.

Господь Вамана сначала явился с четырьмя руками. На Нем были украшения, Он был одет в желтое шелковое дхоти. Но затем Он принял образ обычного ребенка – образ мальчика-брахмана. Бог непостижим. Господь явился и отправился на ягью Бали Махараджа. Я просто вкратце, опишу эту историю, вы знаете, что она очень подробная. Бали Махарадж был внуком Прахлады Махараджа. Бали Махарадж совершал жертвоприношение Ашвамедха. Когда Ваманадева вошел в это место, где Бали Махарадж совершал жертвоприношение, вся атмосфера там сразу изменилась. Когда Господь пришел, сразу явились разные полубоги, и стали давать разные благословения, и подносить ему дары. Как вам на день рождения дарят подарки. Кто-то из полубогов подарил Ему зонтик, кто-то кувшин для воды, кто-то оленью шкуру. Бог Солнца пришел и произнес гаятри-мантру. Другой полубог одел на Господа брахманский шнур. А Господь Брахма прославил Господа замечательными молитвами. Шримад Бхагаватам – это книга молитв, в которой разные преданные прославляют Верховного Господа.

Когда Господь вошел на жертвенную арену Бали Махараджа, тот увидел, что это необычная личность. Он увидел ослепительное сияние, которое исходило от тела Господа Ваманадевы. Бали Махарадж омыл стопы Господа и выпил эту воду. Он сказал, что эта вода подобна воде Ганги. Почему? Потому что Ганга стекает со стоп Господа Вишну. Он омыл стопы Господа, и выпил эту воду для собственного очищения. Бали Махарадж обратился к Нему: «Что я могу для Тебя сделать? Ты необычная личность». Я уверен, что когда вы идете проповедовать, иногда вы встречаете благочестивых людей, которые спрашивают: «Что я могу для вас сделать?» Иногда, когда вы распространяете книги, вам попадаются люди, которые спрашивают: «О, можно я куплю эту книг?» Это благочестивые люди. Это не так, что все люди на Земле демоны. Если бы не было благочестивых людей, вас здесь бы не было.

Бали Махарадж был очень счастлив. Он сказал: «Благодаря тому, что Ты пришел сюда, все мои предки очистились». Когда мы совершаем преданное служение, благо от этого получают даже наши предки. Бали Махарадж спросил: «Что я могу сделать для Тебя, как я могу послужить Тебе? Если хочешь, я могу подарить Тебе целую планету». Господь Ваманадева сказал: «Нет, Мне не нужна планета, что Я буду с ней делать? Просто дай Мне столько земли, чтобы Я смог сделать три шага». Бали Махарадж был потрясен: «Это все, что Ты хочешь? Проси у меня больше! Никто не приходит к великому человеку просто для того, чтобы попросить у него несколько зерен риса! Я могу подарить тебе целую планету и даже больше!»

Затем Господь Ваманадева произнес такие слова: «Ты пытаешься искушать Меня, предлагая попросить большего, но, если человек не может контролировать ум и чувства, он не будет счастлив даже если обретет весь мир, но тот, кто обуздал ум и чувства, будет удовлетворен в любой ситуации». Это очень важно для нас, как для преданных. Господь Ваманадева сказал, что вы можете обрести богатства всего мира, если вы не будете контролировать ум и чувства, вы все равно не будете счастливы. Если вы хотите быть удовлетворены, нужно обуздать ум и чувства. Шрила Прабхупада обычно приводил пример Госвами Вриндавана. В свое время они занимали очень важное положение в обществе. Когда Рупа Госвами ушел с правительственной службы, у него была целая лодка золотых монет. Он все это раздал, и в конечном счете, стал жить жизнью нищего.

У вас может быть большое богатство, но вы не будете удовлетворены. Жадность невозможно удовлетворить. В отсутствие духовного знания мы жадные. К чему мы жадные? Мы хотим все больше материальных вещей, мы хотим все больше, больше и больше. Но удовлетворит ли это вас? Нет, это вас не удовлетворит. Преданный понимает, что, если не будет пытаться удовлетворить Господа, занимаясь преданным служением, он не будет сам счастлив.

Медитируйте на эти наставления Господа Ваманадевы. Я напомню, что Он сказал, что даже если человек обретет богатства всего мира, но при этом не будет контролировать ум и чувства, он не будет удовлетворен. Но если вы контролируете ум и чувства, вы будете удовлетворены в любой ситуации. Иногда у вас может быть хорошее положение, иногда вы можете страдать. Иногда вы можете одержать победу, а иногда можете потерпеть поражение. Но если вы будете заниматься преданным служением, вы будете невозмутимы и удовлетворены в любой ситуации. Этот совет Ваманадевы очень и очень важен.

Бали Махарадж не был привязан к своему царству, к своим богатствам. У Бали Махараджа был гуру, которого звали Шукрачарья. Слово шукра на санскрите означает семя. Существуют разные классы гуру. Некоторые являются просто наследственными гуру. Мой отец был гуру, и я тоже гуру, и мой сын тоже будет гуру – неважно, будет ли он обладать качествами или нет. Шукрачарья был своего рода семейным священником. Его не интересовало, чтобы его ученик обрел чистую любовь к Богу. В противоположность этому, есть гуру, которые становятся гуру благодаря своей квалификации. В Бхагавад Гите Кришна объясняет, что благодаря своей гуне или качествам человек становится брахманом, кшатрием и т.д. Это подобно тому как в обычной жизни человек не становится врачом или инженером, просто родившись в семье врача или инженера, он становится им, только получив соответствующую квалификацию. Подобно этому, мы не признаем просто брахманов по рождению. Мы признаем брахманов по качествам.

У Шукрачарьи были мистические силы. Он не был обычным человеком. Он знал, кто такой этот мальчик Вамана. Он знал, что этот мальчик пришел для того, чтобы забрать все богатства его богатого ученика, и он стал давать совет своему ученику: «Ты глупец! Ты не знаешь, что ты наделал! Ты предложил этому мальчику-брахману три шага земли. Тремя шагами Он покроет всю вселенную, все твое царство. Зачем ты наделал это, глупец? Забери свои слова обратно, обмани Его. Скажи, что ты просто пошутил». И что ответил Бали Махарадж? Это еще одно важное наставление для нас. Бали Махарадж сказал, что Земля может вынести вес гор, лесов, морей, океанов, но для земли невыносим вес лжеца. Он сказал, что не может лгать, что он должен быть честным. И что такого плохого, если Господь заберет все мои богатства? В любом случае, при смерти я расстанусь со всем своим богатством. Поэтому, какая разница, когда я лишусь всего – сейчас или при смерти. И если все это отойдет Господу Вишну, который является высшей целью, то это очень хорошо.

Бали Махарадж отказался лгать. Правдивость – это один из самых важных принципов религии. Следуют ли люди в Кали-югу принципу правдивости? В Нижнем Новгороде люди очень правдивы? Люди сейчас нигде не честны. Сейчас слово правдивость очень редкое. Люди подписывают соглашения, и нарушают их на следующий день. Начало правдивости состоит в том, чтобы принимать слова Бога такими, как они есть. Поэтому, когда Прабхупада перевел Бхагавад Гиту, он назвал ее «Бхагавад Гита как она есть». То есть первый аспект правдивости – это принимать наставления Господа такими, как они есть.

Другой аспект правдивости – это быть правдивыми в отношениях друг с другом. О! Это проблема! Я так привык лгать! Но нужно избегать лжи по крайней мере в отношениях с вайшнавами и вайшнави. В Бхагавад Гите Кришна описывает аскезы речи. Первое, о чем говорит Кришна, это быть правдивым. Почему Кришна говорит, что это аскеза? Потому что мы так привыкли лгать, поэтому, когда нужно быть правдивым, это немного болезненно. Мы должны быть правдивыми во всех ситуациях. Допустим, вы совершили ошибку, допустим, вы оскорбили какого-то вайшнава или вайшнави, будьте достаточно смелым и сказать: «Извини за то, что я это сделал», - и больше не повторять это. Не должно быть, что вы извиняетесь, а потом повторяете свои ошибки.

Итак, Бали Махарадж сказал, что Земля может вынести вес гор, рек и океанов, но для нее невыносим вес лжеца. Бали Махарадж сказал: «В любом случае в момент смерти я расстанусь со всем этим богатством, поэтому какой грех будет, если я отдам это Господу». Дело гуру состоит в том, чтобы вдохновить ученика предаться Господу. Но здесь мы видим, что Шукрачарья больше беспокоился о собственном благе, поэтому он попытался остановить своего ученика. В Бхагаватам говорится, что человек должен разделить богатство на пять частей. Часть он должен потратить на религиозные цели, часть на репутацию, часть на богатство и процветание, часть на чувственные наслаждения, и часть на поддержание семьи. Конечно, преданный хочет использовать все в служении Господу.

Правдивость должна стать нашим принципом. В наши дни есть много людей, которые заявляют, что являются богом. Я встречался со многими так называемыми воплощениями Бога. Но когда Бог приходит, Он совершает сверхчеловеческие деяния. Это не так, что я заявляю, что я Бог, затем старюсь, затем мне делают уколы, а потом я вообще умираю. Все эти калиюжные аватары. В свое время их ученики говорят: «Это Бог, это Бог», - но затем эти так называемые «боги» болеют также, как и все остальные и затем умирают. И если спросить их: «А вы можете совершить какое-нибудь сверхчеловеческое деяние?» - они скажут, что не сегодня, а завтра. Но это завтра так и не наступает.

Однажды, я участвовал в одной межконфессиональной конференции в Индии. Один участник сказал: «Почему вы утверждаете, что только Кришна Бог? Мы все Кришны!» Я сказал ему, что, когда явился изначальный Кришна, Он совершил удивительные сверхчеловеческие деяния, и я перечислил некоторые из них. Я спросил у него: «Вы что-то из этого можете сделать?» Он сказал: «Если я пока еще не могу этого сделать, то это не значит, что я не сделаю этого завтра». Я спросил его: «Сколько вам нужно времени для того, чтобы потренироваться и поднять холм Говардхану?»

Когда Бог приходит, Он совершает сверхчеловеческие деяния. Посмотрите на деяния Кришны. Когда Он явился, Он явился в Своем трансцендентном образе, но, когда родители попросили Его, чтобы Он принял образ обычного ребенка, Он немедленно это сделал. Камса боялся, что восьмой ребенок его сестры убьет его, поэтому он посылал разных демонов, чтобы они убили этого младенца. Путана приняла образ прекрасной женщины, она намазала свою грудь ядом, но Кришна, как ни в чем не бывало, выпил молоко и убил ее. Демон Тринаварта в образе смерча стал поднимать Кришну все выше и выше, но Кришна увеличился в размерах, стал очень тяжелым, и демон рухнул на землю. Кришна, однажды, открыл рот, и у Него во рту была целая вселенная. Затем Он являл Свою Вселенскую форму. Этот список бесконечен.

Бог совершает сверхчеловеческие деяния, мы не принимаем кого-то слепо как Бога. Бог обладает одновременно шестью достояниями в бесконечной степени. Парашара Муни сказал:

Айшварасйа самаграсйа
вирйасйа йашасах шриах
гьяна вайрагйаош чаива
шанна бхага итингана

Слово «Бог» применимо лишь к тому, кто обладает шестью достояниями в бесконечной степени. Какие шесть достояний он перечислил? Он самый богатый. Никто не может быть богаче Бога. Он самый красивый, самый знающий, самый отреченный, самый сильный, и самый знаменитый. Бог обладает всеми этим шестью достояниями в безграничной степени. В материальном мире человек может быть богат, но при этом он необязательно самый сильный. Или он может быть очень сильным, но при этом совсем не знаменитым.

Ваманадева, являясь воплощением Бога, совершил еще одно сверхчеловеческое деяние. Первым шагом Он покрыл всю Землю. Вы можете себе представить такое? Ондним шагом Он покрыл всю Землю! Таков Бог! Если кто-то утверждает, что он Бог, спросите его, как далеко он может шагнуть – не дальше, чем на метр с небольшим. Вторым шагом Господь Ваманадева покрыл все пространство от Земли до неба. Как высоко человек может поднять ногу? Др неба точно не дотянется. Шукрачарья предупреждал своего ученика, что он даже не сможет выполнить свое обещание. И он проклял его, что он лишится всех своих богатств. И Ваманадева спросил: «А куда мне сделать третий шаг? Я уже покрыл все пространство. Ты обещал мне только три шага земли, а Я сделал только два. Куда с делать третий шаг?» И что сказал Бали? Поставь стопу мне на голову.

Ачарьи объясняют это следующим образом. Сначала Бали Махарадж отдал свое богатство, и в конце концов, он отдал самого себя. Среди девяти методов преданного служения девятый – это атма-ниведанам. Это значит полное предание Господу. И пример, который приводится в связи с этим принципом – это Бали Махарадж, как он все отдал Господу. Предание Господу прекраснее, чем непредание. Бали Махарадж говорит, что в любом случае мы лишимся всего во время смерти, поэтому почему бы не отдать все Господу?

Мы пришли в сознание Кришны с целью очиститься. В третьей главе Бхагавад Гиты Арджуна спросил у Кришны: «Что заставляет человека грешить?» Кришна сказал: «Это вожделение, всепожирающий враг живого существа, которое все время пылает как огонь». Затем Господь описал, где находится этот враг – в уме, разуме и чувствах. Затем Кришна говорит: «Оружием знания срази этого врага». С помощью трансцендентного знания мы можем избавиться от анартх. Медитируя на явление Господа Ваманадевы, мы можем очиститься. Медитируя на наставленя Вамаеадевы,мы также очищаемся. Медитируя на беседу Бали Махараджа с Шукрачарьей, мы можем понять важность предания Господу.

В этот благоприятный День Явления Господа Ваманадевы мы должны припасть к Его стопам, и молть, чтобы Он даровал нам чистое преданное служение, чтобы мы могли также отдать все, как и Бали Махарадж. Кто из вас хотел бы иметь такое же умонастроение – чтобы предаться также как и Бали Махарадж? Это очень благоприятный день. Я вкратце описал эту лилу. Харе Кришна!