foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Харе Кришна! Итак, сейчас мы немного поговорим о Бхактивиноде Тхакуре и Гададхаре Пандите, а затем поговорим о Гундича-марджанам.

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Преданным нравится слушать рассказы о великих мудрецах. Итак, вчера отмечались дни явления Гададхары Пандита и Бхактивинода Тхакура. В духовной жизни мы отмечаем и тиробхавы, и авирбхавы. Авирбхаав - это день, когда великая личность приходит на Землю, а тиробхава – это день, когда великий святой уходит из этого мира. Но в действительности эти великие личности никогда не покидают этот мир. Как, например, сейчас здесь Солнце уже будет скоро садиться, и кто-то может сказать, что Солнце легло спать или исчезло, - но нет, в этот момент Солнце дает свой свет в другом месте. Бхактивинод Тхакур, находясь рядом с самадхи Харидаса Тхакура написал такие слова: «Тот, кто думает, что чистый вайшнав умирает, ошибается, потому что он продолжает жить в своих наставлениях». Чистый вайшнав живет вечно в своих наставлениях. Шрила Прабхупада посвятил первую песнь Бхагаватам своему духовному учителю и написал: «Мой божественный духовный учитель живет вечно в своих наставлениях, и его последователи живут вместе с ним». Итак, великие преданные живут в своих наставлениях. Итак, Бхактивинод Тхакур говорит, что любой, кто думает, что возвышенный вайшнав умирает, ошибается. Вайшнавы умирают для того, чтобы жить, и, живя, распространяют повсюду святое имя. Великие чистые вайшнавы приходят в разные части мира для того, чтобы распространять святое имя Господа.

Гададхара Пандит пришел в этот мир практически в то же время, как и Чайтанья Махапрабху, между ними была разница в один год. Как вы знаете, Гададхара является одним из членов Панча-таттвы, и Гададхара и Чайтанья Махапрабху всегда были вместе. Гададхару называют также воплощением Шримати Радхарани. Однажды Гададхара Пандит и Чайтанья Махапрабху танцевали вместе в доме Шривасы Тхакура, и когда они танцевали, тело Господа Чайтаньи приобрело темноватый оттенок, а Гададхары золотой. Гададхара служил Господу Чайтанье самыми различными способами. Одно из его служений состояло в том, что каждый день он делал сандаловую пасту и наносил ее на тело Господа, и также он каждый день делал гирлянду и затем предлагал ее Господу. Гададхара был пуджари в храме Тота Гопинатхи. Вы были в храме Тота Гопинатхи? Вы заметили, что Кришна в этом храме сидит? Это единственное Божество Кришны в мире, где Кришна сидит. Почему? Гададхара Пандит принял кшетра-санньясу. Это значит, что обычно санньяси путешествуют, а этот человек принял обет никуда не уезжать. Итак, он находился там, служил Божеству и каждый день делал для Него гирлянды. Когда он состарился, он ослабел, и уже не мог дотянутся, чтобы одеть гирлянду на Божество. Он уже не мог, стоя, одевать гирлянду. И что сделал Кришна? Кришна сел, чтобы Гададхаре было проще одевать гирлянду. Это единственное Божество, где Оно сидит, а не стоит, и Кришна сделал это специально для того, чтобы Его преданный продолжал служить Ему. Гададхара Пандит был особо приближенным преданным Чайтаньи Махапрабху. Гададхара Пандит ки – Джая!

Вчера был также день ухода Бхактивинода Тхакура. Шрила Прабхупада говорил, что Бхактивинод Тхакур по сути является основателем этого движения сознания Кришны. Бхактивинод Тхакур был великим провидцем, и его называют воплощением милости Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху предсказал, что святое имя Господа будут петь в каждом городе и деревне мира, и Бхактивинод Тхакур был воплощением энергии милости Господа Чайтаньи, для того, чтобы помочь исполнить это предсказание. После ухода Господа Чайтаньи чистая вайшнавская культура постепенно пришла в упадок. Бхактивинод Тхакур искал, однажды, экземпляр Чайтаньи Чаритамриты, и не мог нигде найти его. Благодаря его усилиям чистое учение Чайтаньи Махпрабху было восстановлено в своей изначальной форме.

Он написал почти что сто книг на английском, орийском и бенгали, он также написал множество бхаджанов. Большинство бхаджанов, которые мы поем, написаны именно Бхактивинодом Тхакуром. Он был великим провидцем. Он служил окружным судьей при британской администрации Индии. При рождении его назвали Кедаранатхой Даттой. Однажды, когда он служил окружным судьей в Джаганнатха Пури, колесница остановилась напротив его дом. Он молился Господу, чтобы Он послал ему кого-то, кто смог бы продолжить его миссию после его ухода. В те времена была традиция, чтобы колесница останавливалась на два дня перед домом окружного судьи, и воспользовавшись этим его жена положила сына к стопам Господа Джаганнатхи. И когда она сделала это, с Господа Джаганнатхи на него упала гирлянда, и мать и отец восприняли это как благоприятный знак. Это был Бхактисиддханта Сарасвати, которого называют Лучом Вишну.

Бхактивинод Тхакур уделил очень большое внимание тому, чтобы дать Бхактисиддхантаджи особое воспитание. Во время своего пребывания в Джаганнатхи Пури исправил многие недостатки в поклонении Божествам, а также в практике вайшнавизма. Есть много историй, связанных с Бхактивинодом Тхакуром, но я расскажу только одну, поскольку наше время ограничено, это история о человеке, который объявил себя воплощением Махавишну. В те времена жил один йог-самозванец, который объявил себя воплощением Махавишну, и у него было два помощника, - одного звали Брахмой, а другого Шивой. Себя он называл воплощением Вишну. Он злоупотреблял своими мистическими силами – устраивал раса-лилу с разными женщинами, заявлял о том, что изгонит англичан из Индии. Все его боялись, потому что у него были мистические силы, и, хотя британские власти издали указ об аресте этого йога, никто из полицейских не решался осуществить его. В конце концов, британские власти поручили выполнить это Бхактивиноду Тхакуру.

Он знал, что этот человек самозванец, Бхактивинод Тхакур останавливал поклонение таким вот так называемым воплощениям. Когда Бхактивинод Тхакур пришел в джунгли, в которых жил этот йог, этот йог уже знал, кто пришел и зачем. Он сказал: «Кедаранатха Датта, я знаю, что ты пришел сюда для того, чтобы арестовать меня, если ты арестуешь меня, то все члены твоей семьи умрут! Ты не знаешь, кто я такой! Я Вишну! Я скоро изгоню англичан из Индии, и тогда я стану императором, а ты можешь стать моим главным министром». Бхактивинод Тхакур сказал: «Если ты Вишну, то что же ты делаешь здесь, в лесу? Тебе нужно переехать в Храм Джаганнатхи и жить там». Он сказал: «В храм Джаганнатхи? Джаганнатха – это просто деревянная статуя, это не Бог, вот я Бог!» Бхактивинод Тхакур лично надел наручники на это йога, он был очень смелым, и он лично доставил его в тюрьму.

Вскоре после ареста этого йога вся семья Бхактивинода Тхакура очень сильно заболела, его жена заболела, дети заболели, и все говорили, что поскольку Бхактивинод Тхакур арестовал Бога, теперь он пожинает соответствующие плоды. Многие приходили и говорили: «Освободи его, освободи», но Бхактивинод Тхакур оставался невозмутимым, поскольку знал, что он прав. В тот день, когда он должен был написать приговор с утра всю правую часть его тела парализовало – у этого йога были могущественные мистические силы, но Бхактивинод Тхакур, не взирая на это, все равно хотел написать приговор. В конце концов, этому йогу присудили тюремное заключение и в тюрьме он совершил самоубийство, а дети и жена Бхактивинода Тхакура выздоровели. Преданный Господа руководствуется сиддхантой.

Бхактивиноду Тхакуру принадлежит множество разных достижений. Одно из них состоит в том, что он установил подлинное место явления Чайтаньи Махапрабху. Он работал на британское правительство, и его по службе переводили с места на место, но он хотел, чтобы его перевели в Кришнанагар, потому что он хотел найти настоящее место явления Господа Чайтаньи. Для того, чтобы подтвердить свое предположение о месте явления Чайтаньи Махапрабху, Бхактивинод Тхакур привел туда своего шикша-гуру Джаганнатху Даса Бабаджи. К тому времени Джаганнатхе Дасу Бабаджи было уже сто сорок четыре года, он уже не мог ходить, его слуга Бихари носил его в большой корзине на голове. Когда в это место принесли Джаганнатху Даса Бабаджи, он неожиданно выпрыгнул из корзины, начал петь, танцевать и кричать: «Да, это оно! Это оно! Это это место!» Это одно из его многочисленных достижений – то, что он нашел место явления Господа Чайтаньи Махапрабху.

Как мы уже говорили, он написал больше ста книг о науке преданности. Сейчас по всему миру преданные читают его книги, переведенные на русский, английский и другие языки. Бхактивинод Тхакур сделал три важных предсказания. Он предсказал, что скоро явится могущественный преданный, который распространит учение Господа Чайтаньи по всему миру. Кто был этот великий преданный Господа? Шрила Прабхупада. Он предсказал, что скоро явится могущественный сенапати-бхакта, который исполнит предсказание Господа Чайтаньи. Он предсказал, что скоро во многих странах, включая Россию, люди будут воспевать святые имена Господа и играть на мридангах и караталах. И также он сказал, что преданные со всего мира съедутся в Маяпур, и вместе с бенгальскими преданными будут петь святое имя и прославлять Господа Чайтанью.

Также Бхактивинода Тхакура называют Седьмым Госвами, и в 1896 году он написал книгу о жизни и учении Господа Чайтаньи, и в том же году он послал эту книгу в разные университеты мира. И, по крайней мере, в Университете МакГила в Канаде эта книга была до 1967 года. То есть Бхактивинод Тхакур был первым проповедником и распространителем книг мирового масштаба, и Шрила Бхактисиддхантаджи и Шрила Прабхупада развили эту идею распространения книг. Итак, мы вкратце поговорили о Бхактивиноде Тхакуре, поскольку вчера был день его ухода.

Теперь мы поговорим о Гундича-марджанам. Эта история замечательно описана в Мадхйа лили Чайтанья Чаритамриты. Обычно в этот день во всех храмах ИСККОН читают Чайтанья Чаритамриту, и также все преданные занимаются генеральной уборкой храма. Гундича это имя жены Царя Индрадьюмны. Царь Индрадьюмна – это царь, во время которого было создано Божество Джаганнатхи, и завтра, как я уже говорил, в Пури будет праздник Ратха Ятра. И Господь Джаганнатхи после шествия Ратха Ятры отдыхает в храме Гундича. Храм Гундича находится неподалеку от храма Господа Джаганнатхи.

Также в Чайтанья Чаритамрите описывается замечательная лила, связанная с Царем Пратапарудрой. В то время Ориссой правил царь по имени Пратапарудра, и перед началом шествия колесниц во время Ратха Ятры, царь выполнял очень смиренное служение. Что он делал? Он подметал дорогу перед колесницей метлой с золотой ручкой, и затем он мыл дорогу ароматной водой. У царя было очень большое желание удостоиться даршана Чайтаньи Махапрабху, но Он отказывался встречаться с царем, таким образом Он усиливал желание царя увидеться с Ним. Господь играл роль идеального преданного и санньяси, и поскольку Он был санньяси, он не хотел общаться с царем, который был полностью погружен в мирские дела.

Спутники Господа Чайтаньи – Сарвабхаума Бхаттачарья, Господь Нитьянанда и Сварупа Дамодара просили Господа Чайтанью принять Царя Пратапарудру, они сказали, что если Господь Чайтанья его не примет, то он просто все оставит и отправится странствовать как нищий монах. Но Господь все равно отказывался принять его. Господь Нитьянанда сказал: «Хорошо, тогда Ты может быть передашь ему какую-нибудь одежду, которую Ты носил». Одежды Господа неотличны от Самого Господа. И когда царю передали эту одежду, которую носил Господь Чайтанья, он очень обрадовался и стал поклоняться ей, как Самому Господу.

Затем Господь Чайтанья согласился принять сына царя, поскольку говорится, что сын является представителем отца. Цвет тела сына царя напоминал цвет тела Кришны, он был одет в желтое шелковое дхоти. После этого Господь Чайтанья обнял сына царя и одарил его любовью к Богу, и после того, как сын царя вернулся домой, он рассказал обо всем произошедшим отцу, и царь был очень счастлив этому. В этой части Чайтанья Чаритамриты говорится о том, как вначале Господь Чайтанья не хотел давать даршан царю, а затем подарил ему Свои одежды. Затем там описывается, как Господь Чайтанья обнял сына царя, и царь обрадовался этому.

Затем Господь позвал к Себе троих преданных – это были Сарвабхаума Бхаттачарья, Тапан Мишна и настоятель храма Джаганнатхи. Царь Пратапарудра приказал своим подчиненным делать все, о чем попросит Господь Чайтанья. Господь Чайтанья сказал: «Я хочу убрать храм Гундича». Настоятель храма сказал: «Царь уже приказал нам сделать все, что Ты скажешь, поэтому мы готовы выполнить любое Твое желание, но дорогой Господь, тебе не пристало заниматься уборкой, но если Ты этого хочешь, то кто может Тебе помешать?» Господь Чайтанья сказал: «Принесите сто ведер воды и сто метел, чтобы могли начать уборку», - настоятель храма немедленно распорядился, чтобы принесли сто ведер воды и сто метел. Господь лично взял сандаловую пасту и нанес ее на лбы преданных, каждому преданному Он выдал ведро с водой и метлу, и затем Господь начал убирать храм. Сотни преданных участвовали в уборке, но никому не разрешалось говорить. Единственное, что разрешалось – это просто повторять Харе Кришна мантру и убираться. Уборкой храма занимались сотни преданных, не один или два. С большого расстояния приносили воду, Господь Чайтанья лично наблюдал за ходом уборки, Он также лично мыл и подметал. Господь Чайтанья лично оттирал пол, потолок и стены, и, следуя по Его стопам, остальные преданные тоже терли пол, стены и потолок, и повторяли Харе Кришна. Тело Господа покрылось пылью и грязью. Господь Чайтанья лично смахивал пыль со стен храма, эта пыль падала на Него и становилось трансцендентным украшением Его тела.

Он тер стены и потолок, оттирая все от грязи, и когда Господь выполнял это служение, слезы лились из Его глаз, и этими слезами Он омывал пол храма. Господь Чайтанья лично обходил всех преданных и смотрел, как кто убирается – кто убирается хорошо, а кто не очень. Таким образом, Господь Чайтанья вместе со Своими преданными убирали храм. Затем между Господом и Его преданными началось соревнование – кто соберет больше грязи. С одной стороны, были все преданные, а с другой – Господь Чайтанья, и Господь Чайтанья собрал один больше пыли и грязи, чем все преданные вместе взятые. Это называется духовным соревнованием, Шрила Прабхупада вдохновлял преданных на подобные духовные соревнования. Шрила Прабхупада в этой связи обычно приводил пример гопи, как они между собой соревнуются. Но какова природа их соревнования? Они стараются больше удовлетворить Кришну, а не для того, чтобы заслужить особое восхищение, и в конечно счете Радхарани одерживает верх над всеми. Прабхупада вдохновлял, чтобы преданные соревновались друг с другом, как лучше служить Кришне.

Например, у нас тоже есть трансцендентное соревнование по распространению книг, но оно трансцендентное, и преданные в этом соревновании прилагают все больше усилий, чтобы удовлетворить Кришну. Господь Чайтанья собирал пыль, грязь и солому в Свою одежду, а затем выносил за пределы храма и там выбрасывал. Видя, как это делает Господь Чайтанья, преданные стали следовать Его примеру – они стали собирать пыль, грязи и солому в свои одежды, выносить их из храма и там выбрасывать. Господь Чайтанья сказал: «Я посмотрю, насколько усердно вы трудились, увидев, сколько пыли и соломы вы вынесли из храма». Господь Чайтанья наслаждался тем, как преданные убирают храм. Каждую минуту приносили сотни ведер воды и выливали на пол, чтобы вымыть храм, воду также лили на потолок, затем терли, и вода стекала вниз. Затем они вымыли алтарь. В наших больших храмах мы тоже начинаем с алтаря, а затем переходим к брахмачари-ашраму и другим помещениям. Сегодня день Гундича-марджанам, когда все преданные от мала до велика убирают храм. В следующем году такую традицию нужно ввести и в Нижнем Новгороде. Конечно, у вас храм не очень большой, поэтому вы закончите уборку за несколько часов. Но во всех храмах ИСККОН по всему миру в этот день проводят генеральную уборку. Итак, преданные приходили и лили воду на потолок и на стены, а некоторые лили ее на лотосные стопы Господа. Итак, в результате этой уборки храм стал безукоризненно чистым.

Бхактисиддхантаджи очень замечательно объяснил, что эта уборка храма Гундича олицетворяет собой очищение сердца. Во время уборки храма один вайшнав из Бенгалии омыл стопы Господа, и выпил эту воду, считая, что это очень благоприятно. Когда Господь Чайтанья увидел, что этот преданный в храме омыл Его стопы и выпил эту воду, он сильно разозлился. Он сказал Сварупе Дамодаре: «Ты только посмотри, что сделал этот преданный! Он омыл в храме Мои стопы и выпил воду – он хочет отправить Меня в ад». Господь Чайтанья – это Бог, но Он играл роль преданного, Он учил нас тому, как выполнять преданное служение, Он учил нас тому, как следовать наставлениям духовного учителя, Он учил нас смирению.

Еще в юном возрасте Господь Чайтанья стал выдающимся знатоком Санскрита, он победил в дебатах выдающегося знатока Санскрита Кешаву Кашмири. Пятьсот лет назад Навадвипа была столицей изучения Санскрита, и Нимай Пандит одержал победу над всеми знатоками Санскрита того времени. До Кешавы Кашмири дошла весть о том, что в Навадвипе есть юноша, который хорошо знает Санскрит, и Кешава Кашмири послал весть пандитам Навадвипы о том, что он хочет приехать туда и сразиться с ними в дебатах. Когда пандиты Навадвипы услышали, что к ним хочет приехать Кешава Кашмири и устроить дебаты, они очень перепугались. Они сказали: «Мы не готовы вступать с ним в спор, он нас победит, поэтому мы выставим на спор с ним нашего самого юного пандита – Нимая Пандита». И какая была в этом логика? Они подумали, что если они выставят Нимая, и Он победит в споре, они скажут, что если даже мальчик смог тебя победить, то что уже говорить о нас?» А если Нимай потерпит поражение: «Ну подумаешь! Он всего лишь ребенок из нашего города».

На берегу Ганги Кешава Кашмири встретился с Нимаем Пандитом и спросил: «Это ты знаменитый Нимай Пандит?». Нимай сказал: «Да, Я Нимай Пандит, но Я вовсе не знаменитый, по сравнению с Вами Я совершенно ничтожен». По просьбе Нимая Пандита Кешава Кашмири сочинил сто стихов, прославляющих Мать Гангу, прочитав их он спросил у Нимая, понравились ли Ему его стихи. Нимай сказал: «Да, хорошие стихи, но в них есть некоторые недостатки». Кешава Кашмири был потрясен – он сказал: «Я же прочитал эти стихи со скоростью ветра! Как же Ты их смог запомнить?» Ученики Нимая начали подтрунивать над Кешавой Кашмири, поскольку он ничего не мог сказать в ответ на те недостатки, на которые указал Господь Чайтанья в его стихах. И что сделал Нимай? Он пришел на помощь к Кешаве Кашмири. Он запретил своим ученикам смеяться над Кешавой Кашмири и сказал: «Просто Кешава Кашмири устал с дороги, и он ответит на Мои замечания завтра». Тем самым Господь показывал, что мы должны быть смиренными и ко всем относиться уважительно.

Господь Чайтанья пришел в Варанаси, и у Него состоялась беседа с Пракашанандой Сарасвати и другими санньяси-маявади. Они пригласили Господа Чайтанью в свое собрание, и Он пришел туда и смиренно сел в том месте, где все омывали стопы. Пракашананда Сарасвати спросил Его: «Ты такой великий ученый, знаток Санскрита, почему же Ты вместо того, чтобы изучать с нами Веданту, танцуешь и поешь на улицах как безумец?» Что ответил на это ему Махапрабху?» Он сказал: «Мой духовный учитель считал Меня глупцом, и единственное, на что Ты способен – это просто повторять Харе Кришна». Когда кто-то говорил Господу Чайтанье, что Он бог, Он затыкал уши и произносил: «Вишну! Вишну!». Итак, Господь учил нас Своим примером. Как в этой истории, когда Господь Чайтанья отказывался принять Царя Пратапарудру, Он показывал, что санньяси должен держаться подальше от людей мирского склада. Господь Чайтанья сказал: «На белом полотне будет заметна даже маленькое черное пятнышко, поэтому поведение санньяси должно быть безупречным, иначе люди будут критиковать его». Итак, Господь учит Своим примером. Когда этот преданный в храме омыл стопы Господа Чайтаньи и выпил эту воду, Господь стал возражать и возмущаться, что в храме Господа перед Божествами никому нельзя поклоняться. Когда Господь увидел, что этот преданный прямо в храме перед Божествами омыл Его стопы и выпил воду, он был очень недоволен.

Теперь я хочу, чтобы вы послушали стих из Чайтанья Чаритамриты и комментарий Шрилы Прабхупады, после чего мы продолжим.

эи-мата пурадвара-аге патха йата
сакала шодхила, таха ке варнибе ката

ПЕРЕВОД

Все дорожки за воротами храма тоже стали чистыми, и никто не мог сказать, как это произошло.

КОММЕНТАРИЙ

Комментируя описание уборки храма Гундичи, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что Шри Чайтанья Махапрабху, будучи наставником всего мира, на Своем примере учил нас тому, как призвать Господа Кришну, Верховную Личность Бога, в свое чистое и умиротворенное сердце. Если человек хочет, чтобы Кришна воцарился в его сердце, он сначала должен очистить свое сердце, как рекомендует Шри Чайтанья Махапрабху в «Шикшаштаке»: чето- дарпана-марджанам. Особенно в этот век людские сердца нечисты, что подтверждается в «Шримад-Бхагаватам»: хрдй антах-стхо хй абхадрани. Шри Чайтанья Махапрабху советовал всем повторять мантру Харе Кришна, чтобы очистить свои сердца от накопившейся там скверны. Первым результатом этого будет чистота сердца (чето-дарпана- марджанам). То же самое утверждается в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17):

шрнватам сва-катхах кршнах
пунйа-шравана-киртанах
хрдй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт сатам

«Шри Кришна, Личность Бога, который как Параматма (Сверхдуша) пребывает в сердце каждого и является благодетелем искренних преданных, очищает сердце преданного от стремления к мирским удовольствиям, когда у того появляется потребность слушать рассказы о Господе. Эти рассказы сами по себе пробуждают в человеке добродетель, если их правильно слушать и повторять».

Если преданный действительно хочет очистить сердце, он должен слушать о величии Господа, Шри Кришны, и прославлять Его (шрнватам сва-катхах кршнах). Нет ничего проще. Кришна Сам поможет очистить сердце, ибо Он уже пребывает в нем. Кришна хочет и дальше находиться в нашем сердце и руководить нами, но для этого необходимо, чтобы сердце наше было так же чисто, как храм Гундичи после того, как его убрал Господь Чайтанья Махапрабху. Поэтому преданный должен очищать свое сердце, как Господь очищал храм Гундичи. Так можно обрести умиротворение и сокровище преданного служения. Если же сердце полно соломы, песка, бурьяна и пыли (или, иными словами, анйабхилаша-пурна), Верховная Личность Бога не воцарится в нем. Сердце необходимо очистить от всех материальных мотивов, порожденных кармической деятельностью, эмпирическим знанием, занятиями мистической йогой и всеми прочими разновидностями так называемой медитации. Сердце должно быть полностью свободно от всех посторонних мотивов. Шрила Рупа Госвами говорит: анйабхилашита- шунйам джнана-кармадй-анавртам. Иными словами, не должно быть никаких внешних мотивов. Не следует пытаться улучшить свое материальное положение, постичь Бога с помощью умозрительных рассуждений, действовать ради наслаждения плодами своего труда, совершать суровую аскезу. Все это препятствует естественному развитию спонтанной любви к Богу. Если подобные желания присутствуют в сердце, следует понимать, что оно нечисто и недостойно стать обителью Кришны. Не очистив сердце, невозможно ощутить присутствие в нем Господа.

Под материальными желаниями подразумевается стремление выжать из материального мира как можно больше наслаждения. На современном языке это называется «экономическим развитием». Чрезмерное стремление к экономическому развитию образно сравнивают с соломой и песком в сердце. Если человек слишком поглощен материальной деятельностью, сердце его будет постоянно пребывать в беспокойстве. Как говорит Нароттама дас Тхакур,

самсара вишанале,
дива-ниши хийа джвале,
джудаите на каину упайа

Иначе говоря, попытки обрести материальные богатства идут вразрез с принципами преданного служения. К материальным наслаждениям относятся большие жертвоприношения, призванные принести благоденствие, раздача милостыни, подвижничество, вознесение на высшие планеты и даже просто счастливая жизнь в материальном мире.

Современные материальные блага можно уподобить пыли материальной скверны. Поднятая вихрем кармической деятельности, эта пыль заполняет сердце. Так зеркало сердца покрывается пылью. Людей привлекает разнообразная благочестивая и греховная деятельность, но они не сознают, что из-за этого их сердца жизнь за жизнью остаются грязными. Если человек не способен отречься от желания наслаждаться плодами своего труда, следует понимать, что его сердце покрыто пылью материальной скверны. Большинство карми убеждено, что от последствий одной кармической деятельности можно избавиться с помощью другой. Это, конечно же, заблуждение. Тот, кто пребывает в подобной иллюзии, обманывает сам себя. Такую деятельность сравнивают с купанием слона. Слон моется очень тщательно, однако, выйдя из реки, сразу же набирает песка и обсыпается им. Если кто-то страдает в результате прошлой кармы, ему не удастся избавиться от страданий, просто совершая благочестивые поступки. Никакие материальные планы не смогут избавить человечество от страданий. Единственное, что может облегчить страдания человека, — это сознание Кришны. Когда человек вступает на путь сознания Кришны и посвящает себя преданному служению Господу, которое начинается с прославления и слушания о величии Господа, сердце такого человека начинает очищаться. Когда же сердце станет полностью чистым, можно будет отчетливо увидеть Господа, безмятежно восседающего на троне нашего сердца. В «Шримад- Бхагаватам» (9.4.68) Господь подтверждает, что Он пребывает в сердце чистого преданного: садхаво хрдайам махйам садхунам хрдайам тв ахам.

Рассуждения о безличном, монизм (слияние с бытием Всевышнего), философский поиск истины, мистическую йогу и медитацию сравнивают с песком. Все это лишь раздражает сердце. Всем этим мы не доставляем Верховной Личности Бога никакого удовольствия и лишаем Господа возможности спокойно восседать в наших сердцах. Наоборот, подобная деятельность только беспокоит Господа. Иногда начинающие йоги и гьяни повторяют маха-мантру Харе Кришна в качестве прелюдии к другим видам духовной практики. Однако потом они перестают повторять святые имена, ошибочно полагая, что уже избавились от уз материального бытия. Они не понимают, что образ Господа или имя Господа является высшей целью. Таким неудачникам не суждено снискать благосклонность Верховной Личности Бога, так как они ничего не знают о преданном служении. Господь Кришна говорит о них в «Бхагавад- гите» (16.19):

тан ахам двишатах круран
самсарешу нарадхаман
кшипамй аджасрам ашубхан
асуришв эва йонишу

«Их, завистливых и злонравных, самых низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, обрекая их рождаться среди различных демонических форм жизни».

Собственным примером Шри Чайтанья Махапрабху показал нам, что следует тщательно собрать все песчинки и выбросить их. Шри Чайтанья Махапрабху также убрал территорию вокруг храма, чтобы песок снова не попал внутрь. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в связи с этим говорит, что, даже если человек избавился от стремления к кармической деятельности, иногда в его сердце снова возникают тонкие материальные желания. Так, преданные нередко думают о том, что нужно заняться бизнесом, чтобы улучшить свое преданное служение. Однако подобное осквернение настолько сильно, что из него могут развиться такие заблуждения, как кути-нати (критиканство), пратиштхаша (стремление к славе и высокому положению), джива-химса (желание причинять боль другим живым существам), нишиддхачара (привычки, запрещенные шастрами), кама (стремление к материальной выгоде) и пуджа (жажда популярности). Слово кути- нати означает «лицемерие». Примером пратиштхаши служат попытки имитировать Шрилу Харидаса Тхакура, живя в уединении. Истинным мотивом такого поведения может быть стремление к славе — иными словами, человек может ожидать, что, просто благодаря его уединенному образу жизни, глупцы станут почитать его, как Харидаса Тхакура. Все эти желания материальны. Начинающего преданного непременно будут атаковать и другие материальные желания, а именно влечение к женщинам и деньгам. Так сердце неофита снова наполняется скверной и становится таким же черствым, как сердце материалиста. Постепенно у него появляется желание стяжать славу великого преданного или аватары (воплощения Бога).

Слово джива-химса (причинение вреда другим живым существам) в действительности означает прекращение проповеди сознания Кришны. Проповедь называют паропакарой, то есть деятельностью, несущей благо другим людям. Людей, которые не знают о том, какое благо несет преданное служение, следует просвещать через проповедь. Когда преданный прекращает проповедовать и удаляется в уединенное место, он действует на материальном уровне. Тот, кто хочет пойти на компромисс с майявади, тоже действует на материальном уровне. Преданный никогда не должен идти на компромисс с непреданными. Став профессиональным гуру, йогом-мистиком или магом, можно ввести в заблуждение недалеких людей и заслужить репутацию великого мистика, однако все это сравнивают с пылью, соломой и песком в сердце. Кроме того, необходимо следовать регулирующим принципам и не стремиться к недозволенным половым отношениям, азартным играм, принятию одурманивающих веществ и употреблению в пищу мяса. Чтобы подать людям пример, Господь Шри Чайтанья Махапрабху убрал храм дважды. Вторая уборка была более тщательной. Ее цель заключалась в том, чтобы устранить с пути преданного служения все препятствия. Господь убирал храм с большой решимостью — Он даже использовал Свою одежду в качестве тряпки. Шри Чайтанья Махапрабху Сам следил за тем, чтобы храм был вымыт до состояния чистого мрамора. От чистого мрамора веет прохладой. Подобно этому, преданное служение избавляет от всех беспокойств, доставляемых материальной скверной. Иными словами, преданное служение — это метод, позволяющий остудить ум. Ум становится спокойным и безукоризненно чистым, когда не стремится больше ни к чему, кроме преданного служения.

Даже когда ум свободен от всей скверны, иногда в нем остаются тонкие желания, например склонность к имперсонализму, монизму, благополучию и четырем целям религии (дхарме, артхе, каме и мокше). Все эти желания подобны пятнам на чистой ткани. Шри Чайтанья Махапрабху хотел удалить также и их.

Так Шри Чайтанья Махапрабху на практике показал нам, как можно очистить свое сердце. Очистив сердце, необходимо пригласить в него Господа Шри Кришну и устроить в честь этого праздник с раздачей прасада и пением маха-мантры Харе Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху учил всех преданных на собственном примере. На каждом, кто распространяет учение Шри Чайтаньи Махапрабху, лежит такая же ответственность. В ходе уборки Господь Сам отчитывал и хвалил разных вайшнавов, и те, кто занимает положение ачарьи, должны учиться у Шри Чайтаньи Махапрабху, как следует показывать пример преданным. Господь был очень доволен теми, кто убирал храм, очищая его от накопившегося там сора. Это называется анартха-нивритти, очищение сердца от всего нежелательного. Так Шри Чайтанья Махапрабху убирал Гундича-мандир, показывая нам, как можно очистить и успокоить свое сердце, чтобы Господь Шри Кришна мог безмятежно восседать в нем. (конец комментария)

Этот стих и комментарий приводятся в конце описания уборки храма Гундича. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сравнивает уборку храма Гундича с очищением сердца. Мы убираем храм Господа, поскольку хотим, чтобы Господь жил в чистом месте. Вам нравилось бы жить в какой-то грязной комнате? Вам бы навилось жить рядом с помойкой? Или же вам нравится есть рядом с мусорным ведром? Нет, вам нравится жить в чистом месте и есть тоже в чистом месте. Подобным образом, Господь тоже любит жить в чистом месте. Первое что следует из этого – это то, что храм Господа должен быть чистым. Поэтому мы каждый день убираем Храма, особенно алтарную, особенно алтарь, затем мы также моем свое тело, мы очищаем свое тело, регулярно принимая омовение. Брахманы должны по крайней мере два раз в день принимать омовение, санньяси должны принимать омовение по крайней мере три раза в день, но уж по крайней мере один раз в день должен мыться каждый. В 1964-1965 году я учился во Франции и обнаружил, что французы моются в лучшем случае раз в месяц, и то помыться раз в месяц считалось большой привилегией. Именно в этом такой успех французской парфюмерной промышленности – им нужно было как-то перебивать неприятный запах, который исходил от немытого тела.

Как мы говорили, мы любим жить в чистом месте, и Кришна также любит жить в чистом месте, поэтому храм Кришны должен быть очень чистым. Когда Шрила Прабхупада посещал храмы ИСККОН, то первое, на что он обращал внимание, было чистотой. Неважно большой у вас храм или маленький, все в храме должно быть безукоризненно чистым. Есть замечательное выражение, что чистота сродни божественности, другими словами даже материалисты ценят чистоту. Вы хотите, чтобы Кришна жил в вашем сердце, и что нужно сделать для этого? Сердце нужно очистить. Сейчас наши сердца очень грязные, может быть, конечно в Нижнем Новгороде это и не так, но наши сердца очень грязные, их переполняют разные анартхи – вожделение, гнев, жадность, ненависть, иллюзия, безумие и т.д. переполняют наше сердце и то тех пор, пока там остается эта грязь, Кришна там не поселится. Что же нужно сделать, если вы хотите, чтобы в вашем сердце поселился Кришна? В первой песне Бхагаватам есть знаменитый стих, который цитирует Шрила Прабхупада:

Шринватам сва катхах кришнах
Пунья шравана киртанам
Хридйантах стхо хйабхадрани
видхуноти сухрид сатам

Кришна, который пребывает в сердце каждого, очищает сердце преданного, который искренне воспевает святое имя. Если преданный внимательно повторяет святое имя и слушает о Господе, то это очищает его сердце от всей грязи, которая накопилась в нем за долгие годы, поэтому если вы хотите, чтобы Кришна поселился в вашем сердце, вам нужно его очистить. Итак, подводя итог этой истории, Бхактисиддхантаджи говорит, что Гундича-марджанам олицетворяет очищение сердца. Подобным образом, как Господь Чайтанья показал нам личным примером, как нужно убирать храм, как мыть стены и потолок, нам нужно очищать наши сердца ото всех анартх, которые там находятся. Господь Чайтанья оттирал грязь, и все Его тело покрылось этой грязью, подобным образом мы должны тереть свое сердце, чтобы освободить его от грязи, нужно прикладывать усилия, чтобы очистить свое сердце. Шрила Прабхупада часто говорил, что наши сердца чернее угля, и эти материальные желания преследуют нас до конца жизни, но, если мы прибегнем к методу преданного служения, который начинается со шраванам и киртанам, мы начнем избавляться от этих анартх.

Чайтанья Махапрабху дал Своим последователям писать книги о преданном служении, и последователи Господа Чайтаньи, такие как Бхактивинод Тхакур или Госвами Вриндавана, написали, вероятно самое большое количество религиозной литературы, которое известно в истории, но Сам Чайтанья Махапрабху написал всего лишь восемь стихов, которые называются Шикшаштака, которые содержат в себе всю суть Ведического знания. И в первом же стихе Господь Чайтанья говорит о том особом благе, которое приносит повторение святого имени. Чето дарпана марджанам – благодаря внимательному повторению святого имени Господа можно очистить сердце. Подобно тому, как зеркало можно очистить чистой тряпкой, благодаря повторению святого имени можно очистить сердце от материального сознания.

У вас у всех, наверное, есть опыт, что когда вы внимательно повторяете святое имя, вы чувствуете себя гораздо сильнее в духовном плане, но если вы не повторяете святое имя внимательно и не читает книги, то тогда мая начинает сильно действовать на вас. Точно так же, как Господь Чайтанья и Его преданные убирали храм Гундича, повторяя святое имя, мы должны очищать свое сердце, внимательно повторяя святое имя, и это принесет вам ананда буддхи вардханам – безграничное духовное счастье. Мы все ищем счастья, не правда ли? Не нужно полагать, что, если вы преданный, вы не ищете счастья – отличие только в том, что преданный ищет настоящего счастья, его не интересуют подделки. Если вы проанализируете материальную жизнь и все традиционные источники материального счастья, вы придете к выводу, что все материальные наслаждения имеют начало и конец. Допустим, вы стали крупным олигархом, будут ли вечно длится ваше слава, власть, богатство? Нет, в любой момент все это может закончиться. Прахлада Махарадж говорил на те видух свартрха гатир са вишнух - люди не знают, как найти настоящее счастье, поэтому по-настоящему разумный человек знает, что, если он хочет обрести настоящее счастье, но должен очистить свое сердце, служа Кришне. Все вы сидящие здесь, сидите здесь, потому что поняли, что, если вы хотите обрести настоящее счастье, вы должны очистить свое сердце.

И в обществе преданных наша решимость идти верным путем усиливается. Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, которое дает нам столько возможностей для общения с преданными, и это общение помогает нам жить духовной жизнью. Благодаря повторению святого имени, мы можете ощутить настоящее счастье, и это подлинное духовное счастье позволит вам оставаться удовлетворенным и счастливым в любой ситуации. В первой песне Шримад Бхагаватам описаны молитвы Царицы Кунти. Она знала, что ее племянник был Самим Верховным Господом, и в одной из своих молитв она говорит: «О Господь! Сделай так, чтобы мои бедствия увеличивались, потому что, чем больше у меня будет различных бед, тем больше я буду думать о Твоих лотосных стопах, а чем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы, тем быстрее я освобожусь от рабства рождения и смерти».

То есть суть в том, что преданный не боится каких-то бедствий, но он использует их как возможность еще больше предаться Господу. И когда преданный внимательно повторяет святое имя и читает Шримад Бхагаватам, то Господь, который находится в сердце как Параматма, помогает ему очистить сердце. Что значит очищение сердца? Это значит, что Параматма избавляет вас от желания материальных наслаждений, Параматма помогает вам понят, что это желание материального счастья никогда невозможно удовлетворить, поэтому даже не стоит тратить время на эти попытки, Параматма дает вам высший вкус. Поэтому в таком случае все материальные наслаждения будут казаться очень горькими, а духовная жизнь очень сладкой. И для кого это делает Параматма? Параматма помогает преданным, которые внимательно повторяют святое имя и читают Шримад Бхагаватам. Таким преданным Господь Кришна помогает понять, что материальные наслаждения не являются целью их жизни.

Кришна очень хочет помочь, мы просто сами должны захотеть принять эту помощь. Во второй главе Бхагавад Гиты Арджуна говорит: «Кришна, я не знаю, в чем мой долг, пожалуйста, помоги мне» - и Кришна начал рассказывать ему Бхагавад Гиту, и в восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна спросил его: «Внимательно ли ты выслушал Мои наставления, избавился ли ты от иллюзии?» - Арджуна сказал: «Да, моя иллюзия рассеялась». Кришна готов избавить всех от иллюзии, особенно Он готов помочь преданным из Нижнего Новгорода, но вы должны приложить усилия. Точно так же как Господь Чайтанья со Своими преданными убирали храм Гундича, вы должны так же очищать свое сердце. Бог помогает тем, кто сам себе помогает – это очень знаменитое выражение. Кришна готов нам помочь, и в этот благоприятный день Гундича-марджанам мы должны принять твердое решение – каждый год я буду принимать участие в генеральной уборке храма, но также каждый день буду очищать свое сердце, потому что сердце нужно чистить не раз в год, нужно каждый день очищать сердце. Как? Внимательно повторяя святое имя Господа, внимательно читая Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту, проповедуя славу Господа, и тогда Параматма подумает: «О, Мой преданный так внимательно повторяет святое имя и слушает Шримад Бхагаватам, поэтому Я должна сокрушить его желания чувственных наслаждений». Но если Параматма видит: «О, у этого преданного есть мешочек с четками, он ставит тилаку, он принял инициацию, но серьезно не повторяет святое имя и не слушает», - то тогда что Она сможет поделать? Но когда Господь видит, что вы искренне стараетесь, то Он поможет вам.

Итак, медитируйте на эту лилу, в которой Господь Чайтанья и Его преданные занимались уборкой храма, и эта медитация будет напоминать вам самим об очищении собственного сердца. Как эту тему часто описывают? Ее сравнивают с уборкой храма Господа, ведь Господь живет в вашем сердце! И Господу не нравится жить в грязном сердце, Ему нравится жить в чистом сердце, и от нас зависит, насколько мы хотим, чтобы наше сердце было чистым. Кто из вас хотел бы полностью очистить свое сердце? Вы хотите сделать это быстро или медленно? За несколько жизней и по десять процентов в каждой жизни? Когда вы голодные, вы, наверное, просите других преданных: «Давайте мне по несколько кусочков пищи каждые несколько часов?» Кто из вас соблюдал недавно Нирджал экадаши? Прерывали ли вы пост, съедая по маленькому кусочку каждые четыре часа? Нет, вам навалили большую гору, и вы сразу все съели. Если у вас что болит, то вы тоже просите врача, чтобы он избавил вас от боли потихонечку? Нет, вы просите его избавить вас от боли поскорее. Подобным образом, у нас должна быть цель развиваться духовно быстро. Время никого не ждет, поэтому мы должны использовать каждую минуту в служении Господу.


Итак, мы вкратце рассказали вам историю о Гундича-марджанам, как она описана в Чайтанья Чаритамрите. В этой истории есть также очень глубокая философская подоплека, которая состоит в том, как подобно тому, как Господь Чайтанья убирал этот храм, нам так же нужно очищать свое сердце. И как мы можем вычистить свое сердце? Может быть купить специальное чистящее средство, сделанное в Китае? Как можно очистить сердце? Повторяя Харе Кришна маха мантру, и чем внимательнее вы будете это делать, тем быстрее будет происходить очищение. Харе Кришна!