foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

 Как вы знаете, сегодня мы празднуем серебряный юбилей установки этих Божеств. Как я вчера говорил, эти Божества были установлены в Июне 1992 года, и я присутствовал при этом, также были другие старшие вайшнавы – Индрадьюмна Свами, Прабхавишну Махарадж и другие. Мы рассказывали о том, как в свое время у нас не было никаких зданий для проповеди в Москве. В начале программы проходили на квартирах у разных людей. Потому у нас появился маленький храм на Колхозной. Потому у нас появился храм на Беговой. Там были установлены эти Божества.

Многие люди считают, что Бог не может проявиться в форме Божества. Для Западного мира это обычное явление, что люди не понимают, как это Бог может проявиться в форме Божества. Это не только в Западном мире, но и в Восточном. В Индии, где есть миллионы преданных Кришны, есть также и миллионы имперсоналистов. Может быть, не миллионы, но они есть. Однажды, на встречу со мной в Дели пришел убежденный имперсоналист. Перед беседой я сказал ему, что мой помощник проводит его, и он может получить даршан Божеств. Он сказал: «Я пойду позже». Я снова его приглашал, но он все говорил, что позже. В конце концов, он сказал: «Я маявади, я не признаю форму Бога».

Когда мы говорим «маявади», что мы имеем в виду? Это люди, которые не признают личностный аспект Бога. Они говорят, что у Бога нет формы. Нет глаз, нет головы, нет ног, нет рук, Он просто что-то безличное. Бог присутствует повсюду, как же у Него может быть личностная форма? Шрила Прабхупада приводил простой пример. Можно взять листок бумаги и разорвать его на мелкие кусочки. Сохранится ли изначальный лист бумаги или исчезнет? Его больше не будет. Но Бог может присутствовать повсюду, но при этом сохранять свою Личность.

Это подобно Солнцу. Солнечные лучи присутствуют повсюду, но это не означает, что самого Солнца нет. Люди, которые думают, что у Бога нет формы, просто не понимают Его полное могущество. Постичь Бога можно в разных аспектах. Есть аспекты Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Эти аспекты дают частичное понимание Верховного Господа. Шрила Прабхупада приводил простой пример, чтобы мы могли понять это. Однажды, в Индии в одной деревне построили железнодорожную станцию. Все ждали, что должен приехать первый поезд на эту станцию. Они послали от деревни трех делегатов, чтобы они посмотрели на поезд, и потом вернулись и рассказали жителям деревни, что такое поезд. Эти люди пришли на станцию и увидели, что издалека приближается поезд.

Издалека они увидели свет, и один из них решил, что поезд – это свет. Он побежал в деревню и сказал, что поезд - это свет – он увидел свет впереди. Второй был более терпеливым. Он увидел свет, паровоз и несколько вагонов. Он вернулся в деревню и тоже рассказал, что он увидел. Третий был самым разумным. Он увидел и свет, и паровоз, и вагоны, и то, как люди входят и выходят из вагонов. Он вернулся и дал свое описание. Какое описание поезда из этих трех самое полное? Третье.

Подобным образом, существуют трансценденталисты, которые считают, что у Бога нет формы. Они считают, что те, кто поклоняются Божествам, глупые люди. В свое время мы все были имперсоналистами. Мы все думали, что все боги едины, или Бог это что-то бесформенное. Но, познакомившись с сознанием Кришны, вы получили знание о другой философии: Бог обладает формой, но Его форма абсолютно трансцендентна. Кришна говорит в Бхагавад Гите: джанма карма ча ме дивьям – Мои явление и деяния трансцендентны.

Бог является перед нами в образе Арча-виграха. Прахлада Махарадж получил трансцендентное знание от великого мудреца Нарады. Когда Прахлада находился во чреве матери, Нарада давал ей наставления о славе преданного служения. Хотя отец Прахлада и играл роль великого демона, в глубине сердца он был великим преданным Господа. Он совершал суровые аскезы на Холме Мандара. Кто из вас занимается йогой? Недавно я был в Китае. Там на каждом углу студии йоги. Даже те из вас, кто занимаются йогой, как долго вы можете простоять на цыпочках? Кто из вас может простоять на цыпочках, воздев руки к небу? Как долго вы сможете так простоять? Хираньякашипу стоял на цыпочках, подняв руки к небу и смотря на небо в течении ста небесных лет. Шесть земных месяцев это двенадцать часов по исчислению полубогов. Хираньякашипу стоял так долго, воздев руки к небу. Он не мог быть демоном. Это слишком необычное достижение.

Прахлада находился во чреве матери. Полубоги подумали: «Если отец создал для нас столько проблем, то сынок будет не лучше». Поэтому они подумали убить его, как только он родится. Затем явился Нарада Муни и спросил: «Куда вы ведете эту невинную беременную женщину»? Полубоги сказали: «Невинную? Ты не знаешь, кто она такая? Это миссис Хираньякашипу, и в ее чреве великий демон». Нарада Муни заверил их, что ребенок в ее чреве не демон, а великий преданный.

Отец Прахлада был очень недоволен его учителями Сандой и Амаркой: «Кто учит сына знаниям о моем вечном враге Вишну»? Санда и Амарка ответили: «Мы брахманы, нас нельзя ругать без какой-то причины. Мы сами не знаем, откуда он этого набрался, но не беспокойся, мы ему промоем мозги, и скоро ты от него услышишь, что ты Верховный Господь». Он сказал: «Ну, хорошо». Через несколько дней они вернулись к Хираньякашипу и сказали: «Теперь ты можешь испытать своего сына». Отец усадил сына на колени, приласкал его и спросил: «Что было самым лучшим из того, что ты узнал сегодня в школе»? И что ответил Прахлада?

Шраванам киртанам вишну
смананам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям
сакхьям атма-ниведанам

Он описал девять методов преданного служения, и один из них – это арчанам, поклонение Божествам. Поклонение Божествам – это очень древняя традиция, но для того, чтобы понять это, нужно быть очень удачливым. Когда имперсоналисты слышат от преданных, что Господь поел прасад, они смотрят на тарелку и видят, что все осталось, как было. Они говорят: «Посмотрите на этих глупцов! Они говорят, что Бог поел. Почему, если Бог поел, тарелка непустая»? Потому что, когда едим мы с вами, на тарелке ничего не остается. Почему такое противоречие?

Бог полон во всех отношениях: ом пурнам адам пурнам идам. Зачем тогда вообще Его кормить? В вашем храме вы делаете восемь подношений в день, а мы с вами обычно едим два или три раза в день. В храме в Джаганнатха Пури Господу подносят прасад раз в десять минут. Как можно сказать, что Бог ест? Он есть глазами и ушами. Мы с вами не можем есть глазами или ушами. Вы можете попробовать, взять пипетку и закапывать себе суп в глаза или уши. Попадет суп таким образом в желудок? Но Господь может вкушать глазами и ушами. Как говорится в Брахма Самхите, ангани йасйа сакалендрийа вртитти манти – любой частью Своего тела Он может выполнять функцию любой другой части.

Для чего Господь является в Своей форме Божества? Чтобы дать нам возможность служить Ему и для того, чтобы дать нам представление о том, как выглядит Господь. Некоторые говорят, что Бог это старик с большой седой бородой или что-то вроде Санта Клауса. Они думают, что Бог это бородатый Санта Клаус. Но Бог всегда юный, Он не стареет с течением времени. Мы с вами стареем с течением времени. Вы сейчас выглядите так же, как и десять лет назад? Может, десять лет назад вы выглядели так же, но сорок лет назад вы точно выглядели по-другому. Одно из качеств Кришны – нава-йаувана, Он вечно юный и никогда не стареет с течением времени.

Почему же Господь приходит в форме Божества? Чтобы дать нам возможность служить Ему. Когда Прабхупада открыл первый храм в Нью Йорке, в самом начале он еще не ввел поклонение Божествам. Он сказал нам просто повторять Харе Кришна. Сначала он сказал преданным: «Повторяйте шестьдесят четыре круга в день». В то время в храме жили только американские преданные. Они попытались повторять шестьдесят четыре круга, но не смогли даже близко подойти к этой цифре. Они пришли к Прабхупаде и сказали: «Свамиджи, это невозможно». Прабхупада сказал: «Хорошо, тогда тридцать два круга». Но они не могли даже тридцать два повторять. Тогда Прабхупада сказал: «Шестнадцать и ни круга меньше».

В начале Прабхупада дал нам только святое имя. В храмах были просто изображения панча-таттвы и парампары. И как только у преданных появилось какое-то понимание духовной жизни, он ввел поклонение Божествам, но не с первого дня. Он ввел его через полгода или год. Здесь у вас в храме есть прекрасные Божества Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы. Сначала Прабхупада ввел поклонение Гаура-Нитай, потому что Они очень милостивы. Они очень легко прощают наши оскорбления. В Кали-югу мы все шудры: калау шудра самбхавах. Ха ха прабху нитьянанда премананда сукхи – дорогой Господь Нитьянанда, Ты всегда пребываешь в блаженстве. Слово «нитья» означает вечный. «Ананда» означает блаженство. И те, кто принял прибежище у Нитьянанды, обречены испытывать блаженство. А сейчас мы что испытываем? Ничего, кроме страданий. Ами боро духкхи – Я очень несчастен. Но если я приму прибежище у Господа Нитьянанды, я обрету блаженство. Господа Чайтанью называют самым милостивым воплощением. Он свободно раздавал всем любовь к Богу, не принимая во внимание, кто достоин этого, а кто нет.

Сначала Прабхупада ввел поклонение Гаура-Нитай. Вы слышали о Сан Франциско? В свое время это тоже была часть Российской Империи. В Сан Франциско был один индийский бутик. Однажды ученица Прабхупады Малати даси пришла в этот магазин. Я не буду рассказывать все детали. Она увидела, что там продаются маленькие статуэтки. Индийские деревянные куколки. Она взяла одну из них и принесла Прабхупаде. В это время Шрила Прабхупада был в Сан Франциско. Первый храм Шрила Прабхупада открыл в Нью Йорке. Нью Йорк находится на восточном побережье Америки. Второй храм был открыт в Сан Франциско, это западное побережье.

Когда Прабхупада увидел Божество, он сказал: «О! Это же Господь Вселенной! Откуда ты его взяла»? Она сказала, что увидела эту статуэтку в магазине. Прабхупада сказал: «Это Бог»! Она вернулась в магазин и купила Субхадру и Балараму. Затем Прабхупада спросил: «Кто-то умеет вырезать из дерева»? Муж Малати, Шьямасундара был инженером. Он сказал: «Я умею резать по дереву». И он вырезал большие Божества Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы. В Нижнем Новгороде есть один преданный, который работает врачом, но в свободное время он вырезает Божества Джаганнатхи. И если сравнить их с Божествами, которые делают в Джаганнатха Пури, в не сможете найти отличия.

И тогда Прабхупада установил Божества Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы в Сан Франциско. Затем Прабхупада рассказал также о Ратха Ятре. К этому моменту преданные уже достаточно узнали о преданном служении. Позже Прабхупада установил Божества Радхи-Кришны, Рукини -Дваракадхишы в Лос Анджелесе.

Форма Арча-виграхи бывает разной. Бывают шалаграма-шилы. Однажды, один богатый человек подарил Гопалу Бхатте Госвами украшения и красивые ткани. Гопал Бхатта был одним из шестерых Госвами Вриндавана. Гопал Бхатта Госвами медитировал на то, как использовать эти украшения и ткани, поскольку он поклонялся шалаграма-шилам. Поклонение шилам очень простое. Шилу можно просто натирать маслом, омывать, наносить сандал и листья туласи. Раньше у Гопала Бхатты Госвами было несколько шил, но он думал, что недостоин поклоняться им. Он отправился в Гималаи к реке Гандаки и поместил шилы реку, поскольку считал, что не может им поклоняться. Но каждый раз, когда он опускал шилы в воду, они запрыгивали к нему в руки обратно. В конце концов, он сдался и подумал, что может быть, Господь хочет, чтобы он им поклонялся.

Он очень искренне поклонялся им, и однажды, пришел богатый торговец и предложил ему эти богатые дары. Он отправился спать и все сокрушался: «Вот, хорошо бы у меня было Божество. Тогда бы я смог использовать все эти ткани и украшения для поклонения Ему». Когда он проснулся, он обнаружил, что одна из его шил превратилась в Божество Радха Раманы.

Да, вы можете быть имперсоналистом и поклоняться Богу. В грамматике есть три степени: обыкновенная, лучшая и превосходная. Превосходная лучше, чем лучшая, а лучшая лучше, чем обыкновенная. У тех, кто говорят, что Бог безличен, что Он не может проявится в форме Божества, есть только частичное понимание Бога. Самое высшее понимание Бога – это понимание того, что Он абсолютно трансцендентен. Не нужно думать, что можно сделать любую форму, сказать, что это Бог, поставить ее на алтарь и поклоняться ей. Форма Арча-виграха изготавливается в соответствии с описаниями шастр. Это могут быть разные Божества: Гаура-Нитай, Радха-Кришна, Сита-Рама, Джаганнатха, Баларама и Субхадра, Нрисимхедева. Бог обладает бесконечным количеством форм.

Но затем Божества должны быть установлены в соответствии с процедурами, установленными ачарьями в таких книгах как Харе Бхакти Виласа. Господь Чайтанья послал Рупу и Санатану во Вриндаван. В свое время они были очень важными правительственными чиновниками, но затем они ушли в отставку со своих постов и полностью посвятили себя служению Господу Чайтанье. Господь Чайтанья дал им следующие наставления. Писать книги о преданном служении. Одна из книг, которую они написали, была Хари Бхакти Виласа, в которой они подробно описали, как изготавливать Божества, как Их устанавливать, как Им поклоняться. Все наше поклонение в ИСККОН основано на наставлениях из Хари Бхакти Виласы. Затем Господь Чайтанья сказал Рупе и Санатане восстановить места, где Господь совершал Свои игры.

Поклоняться Божествам нельзя просто по своим капризам. Поклонение Божествам должно основываться на наставлениях, которые даны в писаниях. Если Божества изготовлены и установлены в соответствии со священными писаниями, такое поклонение является авторитетным.

Существуют две категории Божеств. Первая – это самопроявленные Божества, а вторая – это Божества, изготовленные в соответствии с писаниями. Есть всего несколько самопроявленных Божеств. Вы слышали о храме Баладжи в Тирупати? Там Божество тоже считается самопроявленным. Мадхавендра Пури был великим учителем. Он был духовным учителем Ишвары Пури, а Ишвара Пури был духовным учителем Господа Чайтаньи. Мадхавендра Пури был преданным очень высокого уровня. День и ночь он повторял святое имя Господа, и он никогда ни о чем никого не просил. Если кто-то предлагал ему поесть, он принимал, а если нет, то просто постился.

Однажды, Мадхавендра Пури завершил парикраму вокруг Говардханы. Когда мы обходим Говардхану, мы проходим мимо Говинда-кунды, где, как говорят, сел отдохнуть Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури отдыхал на берегу Говинда-кунды, и к нему пришел очень красивый мальчик, который принес ему кувшин с молоком. Пастушок обратился к нему со словами: «О мудрец! Кажется, что ты голоден. Я принес тебе молока». Мадхавендра Пури никогда не видел такого красивого пастушка и никогда не слышал такого красивого голоса. Он был просто очарован, увидев Его. Пастушок сказал: «Выпей молоко. Я пойду подоить коров, а после вернусь и заберу кувшин».

Мадхавендра Пури выпил молоко и стал ждать, когда мальчик вернется, чтобы забрать кувшин, но Он так и не пришел. Мадхавендра Пури уснул, и во сне он увидел того же пастушка, который сказал ему: «Мадхавендра Пури, Я очень доволен твоей преданностью. Меня закопали в этих кустах. Мне очень жарко, пожалуйста, освободи Меня». Мадхавендра Пури рассказал о своем сне жителям близлежайшей деревни, и они сказали, что нужно посмотреть, правда это было во сне или нет. В то же время Мадхавендре Пури было очень стыдно, потому что он понял, что этот пастушок был никем иным, как Кришной. Мадхавендра Пури думал, что он принял служение от Самого Господа.

Многие приходят к духовной жизни, думая, что Бог будет исполнять наши желания, иначе я не буду в него верить. Это очень низкий уровень понимания служения Богу. Более высокое понимание – это, что я буду служить Богу, не ожидая ничего взамен. Мадхавендра Пури и деревенские жители пришли в то место, которое он увидел во сне, и действительно откопали Божество. После этого Божество было установлено. Это Божество также считается самопроявленным Божеством. Сейчас это Божество находится в Натхадваре. Я был там четыре месяца назад.

И есть такие самопроявленные Божества, о которых никто не может сказать, когда и кто их изготовил. В свое время было самопроявленное Божество Нила-Мадхавы, и никто не мог найти это Божество. В те времена жил царь по имени Индрадьюмна, и однажды к нему пришел брахман, который сказал: «О царь, я знаю, что есть прекрасное Божество Нила-Мадхавы», - но не дал ни адреса, ни какой-либо другой информации. Царь послал своих людей, чтобы они обошли все дома, все деревни и обнаружили это Божество. Через какое-то время они вернулись и сказали царю, что нигде не смогли найти это Божество.

Но один брахман не вернулся. Его звали Видьяпати. Он хотел во что бы то ни стало найти Божество. Это длинная история, но, в конце концов он нашел Божество, но когда он привел царя на то место, где он нашел Божество, Божества там уже не было. Это Божество позже стало Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой. Когда Царь Индрадьюмна впервые увидел эти Божества, он стал сокрушаться, потому что сам Вишвакарма явился, чтобы вырезать эти Божества, но он поставил условие, что вырежет Божества за двадцать один день, но никто не должен входить и беспокоить его. Если кто-то войдет в эту комнату, он прекратит работать.

Царь очень хотел увидеть Божества, поэтому он стоял под дверью и слушал стук инструментов Вишвакармы. Но через две недели стук прекратился. Он запаниковал: «Что случилось»? Гундича, жена царя сказала: «Может быть он умер? Мы же его две недели не поили и не кормили». Царь решил посоветоваться со своими министрами, и они посоветовали не заходить вовнутрь. Но Гундича сказала, что нужно обязательно войти и посмотреть, что происходит. Царь открыл дверь, вошел, но Вишвакармы там уже не было. Он увидел эти незаконченные формы Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы.

В начале царь сокрушался: «Зачем же я вошел раньше времени!? Божества остались незаконченными». Но затем появился Нарада Муни и сказал, что это завершенные формы Божеств, и это та форма, в которой Господь хочет, чтобы он Ему поклонялся. После этого Господь Брахма установил эти Божества. Это длинная история. Я лишь кратко пересказал ее. Господь проявился как Господь Вселенной. У Него нет рук и ног. Однажды преданные спросили у Прабхупады: «Прабхупада, почему у Господа Джаганнатхи нет ног? Как мы можем поклоняться Его лотосным стопам»? Прабхупада ответил: «Поклоняйтесь тому, что вы можете постичь». Господь может принимать разные облики. Ратха Ятра позволяет нам катать Господа, петь и танцевать для Его удовольствия.

Итак, Господь проявляет Себя в образе Божества. Не позволяйте материалистической пропаганде сбивать вас с толку и думать, что у Бога нет формы. Бог обладает формой. Господь является в форме Божества. И в образе Божества Он видит все, что вы делаете. И как можно служить Божествам? Если у вас есть брахманическая инициация, вы можете готовить для Божеств, одевать Их, проводить Им арати. Но даже если вы не инициированы, вы можете служить Божествам, хлопая в ладоши для Господа, когда вы поете и танцуете для Господа.

В Нектаре Преданности описаны оскорбления, которых нужно избегать при поклонении Божествам. Нужно изучить эти оскорбления и избегать их. Однажды, жил очень бедный брахман, не такой богатый, как все вы. Однажды он слушал одну лекцию. Лектор сказал, что, если даже у вас нет средств, чтобы поклоняться Божеству, вы можете делать это в медитации и получите такое же благо. Этот брахман был очень бедным, но он хотел служить Господу очень пышно.

Поэтому в уме он построил огромный храм в Москве, сделал серебряный алтарь, установил Божества Радхи-Кришны. Каждый день он обходил в медитации все священные реки Индии и набирал воду для поклонения Божествам. Каждый день Божества омывают – это называется абхишека. Потом мы пьем воду, которой омыли Божества, и это чаранамрита. Когда вы приходите в храм, нужно обязательно выпить чаранамриты. У нас конечно есть духовные технологии. Мы можем повторить мантры и превратить таким образом воду в воду священных рек.

И в течение многих лет этот брахман с любовью и преданностью в своем уме поклонялся Божествам. Каждый день он проводил восемь арати, готовил для Них, одевал, приносил для них воду из священных рек. Он готовил для Божеств сладкий рис. Как вы знаете, сладкий рис готовят на огне. Сначала он горячий, потом его остужают и предлагают Господу холодным. В уме он приготовил для Господа сладкий рис и решил коснуться его пальцем, чтобы понять, остыл ли он уже или нет. И как только он коснулся пальцем сладкого риса, он обжег его наяву. Он был просто потрясен тому, что он обжег палец на самом деле.

Господь за этим наблюдал и начал улыбаться, увидев, как удивился брахман. Лакшми спросила Господа: «Почему Ты улыбаешься»? Господь не ответил. Он послал свой спецборт компании Vaikuntha-Airlines, для того, чтобы забрать брахмана к Себе. Брахман вернулся в духовный мир благодаря сосредоточенному служению Божествам, которое он совершал в уме. Так что вы можете даже в уме установить Божества у себя дома в уме, каждый день омывать Их, предлагать им роскошный прасад.

Поклонение Божествам – это еще одно проявление милости Господа. Одно проявление милости Господа – это то, что Он воплощается в святом имени. Кали-кале нама-рупа кришна-аватара. В Кали-югу Кришна приходит в образе святого имени. Другое проявление милости Господа к нам – это приход Его в образе Арча-виграха, в образе Божества. Для поклонения Божествам нужны два основных ингредиента: пунктуальность и чистота. Арати должны проводиться в точное время, все должно поддерживаться в чистоте.

Итак, мы очень рады участвовать в двадцати пятилетии установления Их Светлостей Божеств Доял-Нитай Шачи-Суты. Эти Божества очень милостивы. Все Божества очень милостивы. И когда мы поклоняемся Божествам, мы должны думать, что здесь Сам Господь присутствует в образе Арча-виграхи. Если вы будете искренне поклоняться Божествам, то придет время, когда Господь заговорит с вами. Этому было множество примеров. Но если вы будете думать, что это просто бронзовая статуя, то для вас Божества так и останутся статуями. Но это Господь, который проявляет Себя в образе Божества. Харе Кришна!