foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla здесь

Я надеюсь, что вы все наслаждаетесь этим фестивалем шраванам и киртанам. В материальной жизни люди также устраивают фестивали. Но какая у них цель? Чувственные наслаждения. В духовной жизни мы также устраиваем фестивали. Если вы посмотрите в вайшнавский календарь, там очень много праздников. Но цель этих праздников в том, чтобы помнить о Кришне.

Находясь в обществе преданных мы все участвуем в повторении и слушании. Метод слушания и воспевания очень важен для всех, начинающий ли вы бхакта или санньяси. Как вы знаете, Харидас Тхакур повторял святое имя триста тысяч раз в день. Харидас знал, что Господь собирается покинуть этот мир, и он не хотел оставаться на этой планете после ухода Господа. Харидас стал готовиться к своему уходу. Господь сказал ему: «Харидас, ты можешь меньше повторять святое имя, ты столько уже повторял святое имя». Но Харидас Тхакур ответил: «Нет, я не могу уменьшить количество повторения святых имен».

Кришна говорит, что от трех вещей никто не должен отказываться. Что это за три вещи? Ягья, дана и тапасья. Ягья – это метод самоосознания. В разные эпохи существуют разные системы самоосознания. Основной принцип один и тот же, но детали могут различаться. Например, в Сатья-югу методом самоосознания была глубокая медитация на Господа. Продолжительность жизни в Сатья-югу была сто тысяч лет. Затем наступила Трета-юга. Продолжительность жизни людей сократилась до десяти тысяч лет, и методом самоосознания было совершение очень пышных жертвоприношений, для которых были нужны сотни чистых брахманов и множество чистых ингредиентов, таких как гхи, йогурт, молоко и т.д. Мы можем сейчас это себе позволить? Я сегодня разговаривал с менеджерами фестиваля, и они сказали, что за год цены на продукты выросли на двадцать-тридцать процентов. В этот век — это невозможно. В Двапара-югу продолжительность жизни уменьшилась еще в десять раз и длилась максимум тысячу лет, и методом самоосознания было принесение даров Господу и поклонение Ему в храме.

В Кали-югу максимальная продолжительность жизни составляет сто лет, и методом самоосознания является повторение святых имен Господа. Вы все приехали на этот фестиваль не закупаться. Часто бывает так, что преданные приезжают в Индию, и большую часть времени проводят на Лой-базаре. Там сейчас даже вывески на русском, потому что столько преданных из России приходят туда. Но вы здесь, потому что вы хотите участвовать в шраванам и киртанам. Если вы будете участвовать в шраванам и киртанам, к чему это приведет? К вишну-смананам, памятовании о Кришне. И наша цель в том, чтобы всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем.

В Нектаре Преданности Рупа Госвами описывает множество разных правил и ограничений. Нектар Преданности - это свод законов этого Движения Сознания Кришны. Мне выпала удача быть с Прабхупадой в храме в Лос Анжелесе в 1971 году, когда эта книга была только выпущена. В то время наши книги печатались в Японии. Шрила Прабхупада получил первый сигнальный экземпляр этой книги. Вся храмовая комната была до отказа забита преданными. Когда Шрила Прабхупада приезжал куда-то, преданные со всех ближайших годов приезжали, чтобы увидеть его и послушать его лекции. Шрила Прабхупада поднял эту книгу над головой, и сказал: «Это свод законов Движения Сознания Кришны, каждый должен изучать эту книгу».

В Нектаре Преданности описано множество наставлений. И Рупа Госвами говорит, что цель всех этих правил и ограничений состоит в том, чтобы привести нас на уровень, когда мы будем всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. И цель этого ежегодного фестиваля состоит в том, чтобы зарядиться духовной энергией и вернуться, чтобы с большей решимостью заниматься преданным служением. Если шраванам и киртанам будет хорошим, то тогда будет возможным для вас и вишну-смаранам. Для того чтобы прийти к уровню, где мы можем всегда помнить Кришну, существует множество тем для медитации.

Один из способов помнить о Кришне – это помнить о наставлениях Кришны. В Первой Песне Шримад Бхагаватам рассказывается об уходе Господа. Там описывается, что, когда Господь покинул эту планету, Его вечный слуга и преданный Арджуна был опечален. Нам невозможно представить себе уровень привязанности, который имели к Господу Арджуна или гопи. Есть знаменитая история о том, как когда Кришна был в Двараке, у Него сильно заболела голова. Он позвал Нараду Муни и сказал: «Нарада, Меня можно вылечить только, если ты принесешь Мне пыль со стоп Моих преданных». Нарада сказал: «Нет проблем. У Тебя миллионы преданных, и они с радостью дадут пыль со своих стоп, чтобы вылечить Тебя от головной боли». Подобно тому как вы наносите на голову какую-то мазь, чтобы облегчить головную боль, Кришна очень ценит пыль со стоп Своих преданных.

Нарада Муни подошел к Сатьябхаме, одной из жен Кришны. Нарада сказал: «У Господа очень болит голова. Он послал меня, чтобы я принес пыль со стоп Его преданных. Ты можешь мне дать пыль со своих стоп»? Сатьябхама сказала: «Это же будет нарушением принципов религии, если пыль с моих стоп коснется головы Господа». Рукмини также отказалась. Потом он обращался к разным гьяни и йогам. Они также отказались. Нарада Муни вернулся в Двараку и рассказал, что произошло. Кришна спросил у него: «А ты обращался к гопи и Радхарани»? Он сказал: «Нет», - и отправился во Вриндаван. Когда он пришел во Вриндаван, он увидел гопи. Они сидели, и их взгляды были обращены в сторону Двараки. Когда Нарада Муни обратился к ним с этой просьбой, они с радостью согласились. Гопи даже обвиняли Брахму за то, что он сделал глаза, которые моргают: «Почему этот творец создал глаза, которые моргают? Когда глаза моргают, в тот момент мы не можем видеть Господа»!

Подобным образом, для великого преданного Арджуны была невыносима сама мысль разлуки с Господом. И Арджуна начал вспоминать различные события, когда по милости Господа он мог совершать невозможное. Но затем Арджуна стал медитировать на наставления Кришны из Бхагавад Гиты. И когда он начал медитировать на эти наставления, он почувствовал, что Кришна находится рядом с ним, и его печаль прошла. В комментарии Прабхупада пишет, что подобно Арджуне мы тоже можем медитировать на наставления Кришны из Бхагавад Гиты. У многих преданных есть привычка выбирать один из стихов из священных писаний для медитации. Преданные запоминают санскрит и перевод и стараются медитировать на смысл этой шлоки. Таким образом можно увеличить свое знание и также правильно занять свой ум.

Также в священных писаниях мы можем найти столько разных историй. Среди пяти самых важных принципов, которые описывает Господь Чайтанья, один – это слушание Шримад Бхагаватам. Какие это пять принципов? Первый – это садху-санга. Второй – это нама-киртана. Третий – это слушание Шримад Бхагаватам. Четвертый – это поклонение Божествам с верой и преданностью. Пятый – это жить в России, потому что Россия это также дхама, потому что Прабхупада коснулся этой земли. Он коснулся земли в Москве, но через Москву он очистил всю Россию.

В Шримад Бхагаватам множество историй. Там восемнадцать тысяч стихов, и с начала до конца в них описываются одни истории. Но эти истории не сказки и не выдумки. Это реальные описания событий, которые происходили в истории. Вы можете сказать: «Почему же тогда этих историй нет в наших учебниках по истории»? Дело в том, что современные учебники по истории ущербны. В Пятой Песне приводится история о Господе Ришабхадеве. В действительности, в Пятой Песне содержится очень много важных стихов, и Прабхупада часто давал по ним лекции, цитировал эти стихи.

Отца Ришабхадевы звали Царь Набхи, а мать Мерудеви. Они совершали очень сложные жертвоприношения, чтобы удовлетворить Верховного Господа. Эти жертвоприношения совершали жрецы-брахманы. Эти брахманы были настолько искусными, что могли мантрами возжигать жертвенный огонь. В чем цель всех жертвоприношений? Удовлетворить Господа. К сожалению, в современно обществе люди утратили понимание о важности жертвоприношений. В третьей главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что в начале творения Он создал различных живых существ и сказал: «Будьте счастливы совершением жертвоприношений». Без совершения жертвоприношений люди не могут обрести подлинное счастье.

Мерудеви и Набхи совершали жертвоприношения, в результате которых Господь лично пришел к ним. В четвертой песне мы читаем историю о Дхруве Махарадже. Как я много раз говорил, Бхагаватам это сборник историй, и каждая из этих историй содержит очень глубокий философский смысл. Дхрува Махарадж был маленьким мальчиком, который отправился в лес и совершал там аскезы. Господь был настолько доволен его аскезами, что Он предстал перед ним. Царь Набхи и его жена Мерудеви совершали жертвоприношения, в которых жрецы читали мантры, и Господь был очень доволен этим жертвоприношением, их преданностью, их искренностью. Поэтому Он лично предстал перед ними.

Жрецы поприветствовали Господа и сказали: «Наш Господь, мы проводили это жертвоприношение, потому что у Царя Набхи и Мерудеви было желание иметь сына подобного Тебе». Но Господь сказал: «Никто не может быть подобен Мне». Кто-то может быть подобным Богу? Господь сказал: «Поскольку никто не может быть подобным Мне, Я Сам стану вашим сыном», - и Господь согласился стать их сыном. Тогда Господь пришел как Ришабхадева. В наше время стало обычным делом встречать людей, которые заявляют, что они воплощения Бога. Но на самом деле, когда Господь нисходит в этот мир, Он проявляет сверхчеловеческие качества. На стопах Господа Ришабхадевы проявились все благоприятные знаки, которые проявлены на стопах Господа Вишну.

Поскольку Ришабхадева был сыном царя, все подданные этого царства очень любили его. Веды описывают, что духовная монархия является идеальной формой правления. В любом случае должно быть какое-то правительство. Веды предписывают духовную монархию. Что это значит? Это значит, что должен быть царь, который считает себя слугой Бога. В вашей стране тоже в свое время была монархия, и в некоторых странах до сих пор остается монархия, но эти монархи не считают себя представителями Бога. Когда Господь Ришабхадева начал править царством, все Его подданные были очень счастливы. Также Господь Рама, хотя и является Верховным Господом, явился как царь. Он настолько заботился о благе своих подданных, что ходил, переодетый, чтобы узнать, есть ли у Его подданных какие-то жалобы.

Подобным образом, Господь Ришабхадева пользовался огромной популярностью у подданных. Индра начал завидовать Ришабхадеве, и остановил выпадение дождей над Бхарата-варшей. Но Ришабхадева был настолько могуществен, что Он бросил вызов Индре, и по Его воле выпали дожди.

У Господа Ришабхадевы было сто сыновей. Старшего из Его сыновей звали Бхарата Махарадж. Бхарата, который правил миром после своего отца, делал это настолько замечательно, что в честь его правления Землю стали называть Бхарата-варша. Старшим сыном был Бхарата, который позже сменил на троне Ришабхадеву. Царь Набхи передал трон своему сыну, отошел от дел и отправился в лес. В ведической системе было заведено, что в определенный момент человек оставлял мирские дела и остаток жизни посвящал духовной практике. И из ста сыновей старшим был Бхарата. Среди ста сыновей девять стали знатоками Шримад Бхагаватам. Десять сыновей стали опытными кшатриями. А остальные восемьдесят сыновей стали брахманами, которые хорошо знали священные писания.

Однажды, Ришабхадева находился в собрании Брахманов, которое называлось «брахма-варта». В этом собрании Ришабхадева дал своим сыновьям очень ценные наставления. Для того, чтобы обсудить их все, нам потребовалось бы несколько недель. Поэтому мы расскажем только о нескольких самых главных наставлениях.

найам дехо деха-бхаджам нрилоке
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

Это один из самых знаменитых стихов из Шримад Бхагаватам. В этом стихе Господь Ришабхадева говорит: «Мои дорогие сыновья, когда живое существо получает человеческое тело, оно не должно тратить его даром, подобно животному. Нужно совершать аскезы и заниматься самосовершенствованием в совершении преданного служения». В писаниях снова и снова говорится об аскезах. В духовной практике должна быть дисциплина. Конечно, аскезы, которые совершаем мы не идут ни в какое сравнение с аскезами, которые совершал Дхрува Махарадж. Вот, например, участие в киртане. Все поют, танцуют. Это аскеза? Однажды, обычные люди заглянули в зал, где преданные пели и танцевали. Они удивлялись: «Как это вы поете и танцуете, и при этом не пьяные и не обнимаетесь с девушками»? Но существует более высокий уровень счастья. Но для того, чтобы достичь этого уровня счастья, нужно совершать определенные аскезы.

Как вы знаете, Дхрува Махарадж совершал очень суровые аскезы. Наши аскезы не такие суровые благодаря Чайтанье Махапрабху. Ешьте столько прасада, сколько хотите, но единственная аскеза – есть только кришна-прасад. Что вы получаете взамен за это? Допустим, вы говорите: «Хорошо, я буду просыпаться рано утром и повторять святое имя». Потому что люди обычно любят подольше поспать. Но когда вы приходите к духовной жизни, вы узнаете, что нужно просыпаться рано утром. Мы совершаем разные виды действий, которые ведут к очищению. Что же вы получаете за эти аскезы? Вы получаете безграничное духовное счастье, которое трансцендентно к материальному счастью, и которое постоянно увеличивается.

Не нужно думать, что мы не испытываем счастья от повторения святого имени Господа. Чтобы найти счастье в материальной жизни, человек совершает очень большие усилия. Но находит ли он настоящее счастье? Нет, вы можете курить, пить, перепробовать все остальное, но вы не найдете настоящего счастья. В то время, как путь медитации, путь бхакти-йоги приносит все увеличивающееся счастье. Господь Ришабхадева говорит: «Совершайте аскезы в преданном служении, и в результате вы получите бесконечное духовное счастье».

Мы слышим об этом во всех священных писаниях. Например, в перовом стихе Шикшаштаки Господь Чайтанья говорит о важности повторения святого имени. Господь Чайтанья дал Своим последователям наставления написать множество книг, но Сам Он написал всего восемь стихов Шикшаштаки. И в первом стихе Он описывает различные плоды повторения святого имени Господа. Часто какие-то люди или ваш ум могут говорить: «Зачем повторять? Какое благо ты получишь от повторения святого имени»?

Повторение святого имени приводит к очищению сердца. Нашему сердцу требуется очистка? Почему? Что с ним не так? Вы же ходили к кардиологу, и он сказал, что ваше сердце здорово. В нем есть анартхи. Анартхи значат нежелательные качества: вожделение, гнев, жадность, зависть и т.д. В третьей главе Арджуна спрашивает у Кришны: «Что заставляет человека совершать грехи даже помимо его воли»? Благодаря повторению святого имени мы можем уменьшить влияние анартх. У каждого есть опыт, что, если вы внимательно повторяете круги рано утром, то весь день вы чувствуете себя духовно сильными. Но если вы не повторяете, вы чувствуете, что майя становится красивой, а Кришна становится страшным. Но если вы внимательно повторяете святое имя утром, то Кришна становится привлекательным, а майя становится страшной.

Повторение святого имени позволяет вам в конечном счете победить рождение и смерть. Перед нами стоит столько различных проблем. Но что является главной проблемой? Наша главная цель – это освободиться от рождения и смерти. Вчера я рассказывал историю. Один фокусник пришел к Шриле Прабхупаде. Он показывал ему какие-то предметы, а затем заставлял их исчезать. После представления он спросил: «Свамиджи, как Вам понравились мои фокусы»? Прабхупада сказал: «Очень хорошо, а ты можешь заставить исчезнуть рождение и смерть»? Он сказал: «Нет». Прабхупада сказал: «Я лучший фокусник, чем Вы». Настоящий вызов, который стоит перед нами – это избавиться от рождения и смерти.

И также святое имя приносит ананда-буддхи вардханам – бесконечное духовное счастье. У нас есть не только священные писания, у нас также есть книги великих ачарьев, которые дали в них столько ценных советов. Несколько дней назад мы отмечали день явления Бхактивинода Тхакура. Прабхупада говорил, что по сути он является основателем современного Движения Сознания Кришны. Он был домохозяином, и он занимал очень важный пост при британской администрации – он был мировым судьей. И он не только был первопроходцем в возрождении чистоты учения Господа Чайтаньи, он также написал около ста книг на бенгальском, орийском и английском языках.

Одна из поэм, которые он написал, называется Шаранагати. Что означает шаранагати? Предаться Господу. В этой поэме он дает нам важные советы, которые помогут нам развиваться в духовной жизни. Например, он говорит, что нужно всегда занимать свой язык прославлением славы Господа. Какой здесь важный момент? Он говорит о внимательном повторении святого имени. Повторение святого имени приносит благо в любом случае, но если вы делаете это внимательно, то это приносит гораздо большее благо.

Затем он говорит, что, совершая кришна-кмртан, можно обрести власть над своим умом. Создает ли ваш ум для вас проблемы? Господь Ришабхадева объясняет, что, когда охотник ловит животное, он не оставляет его просто сидеть под деревом, он связывает его. Подобным образом, Ришабхадева говорит, что нужно занимать свой ум позитивным образом. Если вы будете повторять святое имя, это поможет вам контролировать свой ум. И как мы говорили раньше, шраванам и киртанам ведет к вишну-смаранам.

Затем он дает еще один совет. Он говорит: «Избавьтесь от ложной гордыни». Другими словами, нужно стать смиренными. Ложная гордыня или ложное эго являются камнями преткновения на пути преданного служения. И он говорит: «Избавьтесь от ложной гордыни». Всегда считайте себя никчемным, считайте себя ниже травы на улице.

Это то же отношение, которое Чайтанья Махапрабху подчеркивает в третьем стихе Шикшаштаки. Что Он говорит в этом стихе?

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Кришнадас Кавирадж говорит, что этот стих настолько важен, что его надо носить на шее, подобно ожерелью, чтобы всегда напоминаться о его важности. Бхактивинод Тахкур говорит, что нужно считать себя никчемным, ниже соломы на улице. По траве все ходят, но она не мстит и не кусает никого за пятки. То есть Бхактивинод Тхакур говорит о том, что нужно развить смирение.

Нужно развивать в себе способность прощать, подобно деревьям. Преданные очень великодушны. У нас есть классический пример Царя Юдхиштхиры. После окончания битвы на Курукшетре он бы смог с легкостью отомстить своим обидчикам. Он мог бы арестовать Дхритараштру, наказать его, но что он сделал? Он сказал: «Дорогой дядя, я сожалею, что все твои сыновья и внуки погибли в этой битве». Он дал ему царский дворец, слуг. Он окружил его таким комфортом, что Дхритараштра подумал: «Наконец то мое желание стать царем исполнилось». Он думал так до тех пор, пока Видура не пришел и не пробудил его.

Преданные должны быть великодушны. Вчера мы приводили пример Харидаса Тхакура. Как он простил тех, кто пытался забить его до смерти. В отношениях друг с другом мы должны уметь прощать. Не нужно таить обиду на преданных, на других людей. Не нужно следовать принципу «зуб за зуб». Умейте прощать. Будьте терпимы.

В третьей песне Бхагаватам описаны качества садху. Одно из этих качеств – это сухрида-сарва дехинам – он является другом всех живых существ. Отец Прахлада хотел, чтобы его сын изучил дипломатию. Это означает уметь разделять людей на друзей и врагов. Но Прахлада сказал: «У меня нет врагов. Все для меня друзья». Преданный должен развивать в себе способность быть великодушным, подобно дереву. Нужно отказаться от насилия по отношению ко всем живым существам. Это означает уважать право всех живых существ на жизнь.

В своей жизни никогда не нужно быть источником беспокойств для других. Постройте свою жизнь так, чтобы никому не причинять беспокойств. Обычно мы думаем: «Я буду делать только то, что хорошо для меня, и мне наплевать, что будет происходить с остальным миром». Будьте добры ко всем, приносите им счастье. Бхактивинод Тхакур говорит: «Забудьте о собственном счастье». Обычно какому принципу мы придерживаемся: Что хорошо для меня должно быть хорошо и для тебя. Что обычные люди думают относительно отношений с Богом? Мое желание должно стать желанием Бога. Но более высокое понимание заключается в том, чтобы захотеть пожелать того, чего желает Бог. Это и означает предаться Богу. Если вы хотите служить Кришне на своих условиях, то это не предание Кришне, а предание своему уму. Если вы предаетесь уму, то будет один результат, а если вы предаетесь Господу, то будет другой результат.

Бхактивинод Тхакур говорит: «Беспокойтесь о счастье других людей и забудьте о собственном счастье». Кто-то может сказать: «Здорово! Мы должны дать другим людям наслаждаться, раздавать всем шоколадки». Но преданный знает, что настоящее счастье человек может ощутить только в сознании Бога, именно поэтому он проповедует. Если бы не подчеркивалась важность проповеди, были бы мы здесь сегодня? Мы бы здесь не были сегодня. Прабхупада пошел на большой риск, отправившись проповедовать, движимый горячим желанием спасти человечество. В России в первые годы, преданные присоединялись к Движению Сознания Кришны в очень сложной ситуации. Но они делали это, потому что у них было сильное желание проповедовать. Нам даже трудно представить себе, какие трудности пришлось преодолевать Ананта Шанти и другим преданным. Но у них было очень сильное желание проповедовать, поэтому они смогли преодолеть эти трудности.

Затем Бхактивинод Тхакур говорит: «Оставьте желание почестей». У нас у всех есть сильное желание славы и почета, избавьтесь от него. Сделайте свое сердце смиренным. Мы все постоянно слышим о важности смирения. Для того, чтобы развить смирение, мы должны быть готовы к тому, что нам будут делать замечания. Иногда люди думают, что быть смиренным означает всем улыбаться, кланяться и соглашаться во всем. Настоящее смирение означает, что мы готовы к тому, чтобы нас исправляли, нам делали замечания. Как можно развить смирение? Есть ли лекарство, которое можно выпить и стать смиренным? Смирение можно развить если искренне повторять святое имя Господа. Все хорошие качества можно развить, внимательно повторяя святое имя Господа.

Также Бхактивинод Тхакур говорит: «Оказывайте всем почтение». Итак, наши ачарьи дали нам столько разных наставлений. Мы прочитали вам лишь один отрывок из поэмы Бхактивинода Тхакура. Раннее в лекции мы говорили о том, как шраванам киртанам приводит к вишну-смаранам, и в конце к кришна-преме, чистой любви к Богу. Целью этого фестиваля, как и всех других духовных фестивалей является вдохновить нас помнить о Кришне и забыть о майе. Путь самоосознания очень ясно описан Шрилой Прабхупадой и другими ачарьями. Нам просто нужно воспользоваться теми наставлениями, которые мы получили. Благодаря шраванам киртанам, мы получаем энтузиазм продвигаться в преданном служении. Благодаря этому методу мы омолаживаемся духовно и обретаем решимость дальше следовать по этому пути.

У майи всегда марафон. 365 дней в году, 24 часа в день, 7 дней в неделю. У майи нет выходных. Если вы хотите противостоять майе, вам нужна очень сильная доза духовного лекарства. Кришна говорит: «Очень трудно преодолеть Мою материальную природу, но тот, кто предается Мне, может ее преодолеть». Воспользуйтесь всеми наставлениями, которые вы слушаете на этом фестивале. Воспользуйтесь этим методом, который нам дал Шрила Прабхупада. Если вы воспользуетесь этим методом и будете оставаться в садху-санге, то успех вам гарантирован. Прабхупада говорил: «Повторяйте 16 кругов, следуйте регулирующим принципам, и вы гарантированно вернетесь назад к Богу». И какое благо нам принесет возвращение назад к Богу? Бесконечное духовное счастье. Нет болезней, нет старости, нет смерти, нет никаких беспокойств, нет загрязнения окружающей среды. Бесконечное духовное счастье.

И все это достижимо благодаря искреннему следованию практики преданного служения. Мы очень благодарны Прабхупаде за то, что он дал нам это чистое послание. Мы также благодарны предыдущим ачарьям за то, что они вдохновили Прабхупаду принести это послание в Западный мир. Мы благодарны всем вайшнавам, которые проповедуют послание Господа. И в чем заключается наш долг? Мы должны искренне стараться следовать этим наставлениям. Кришна говорит: «Даже если у вас в чем-то недостатки, Я это исправлю».

Скоро начнется Карттика. Скоро кто-то из вас окажется во Вриндаване. Во время Карттики мы поем Дамодара-аштаку. В Дамодара-аштаке мы видим, как мама Яшода старалась связать своего сына. Но сколько бы она ни связывала вместе веревок, веревка в результате оказывалась на два пальца короче, чем нужно. Что обозначают эти два пальца? Ачарьи объясняют, что, если вы хотите пленить Господа, вы должны приложить усилия. И если вы будете прикладывать усилия, то по милости Господа, это будет возможно. Кришна говорит: «Для тех, кто поклоняется Мне с преданностью, Я сохраняю то, что у них есть, и даю то, чего им не достает». Поэтому прикладывайте искренние усилия. Если вы делаете один шаг навстречу Кришне, Кришна делает десять шагов навстречу вам.

Поэтому искренне прилагайте усилия, и Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, которое помогает нам духовно развиваться. Харе Кришна.